ЗАЗ-970: грузовой «Запорожец»

ЗАЗ-970: грузовой «Запорожец»

В начале 1960-х, когда Запорожский автомобильный завод носил имя «Коммунар», а знаменитый ЗАЗ-965 только появился на конвейере, конструктор завода Ю. Сорочкин убедил руководство в перспективности разработки семейства легких грузовых автомобилей. Руководству не удалось заручиться поддержкой Совмина, предпочтения по производству малотоннажников были отданы Москве и Ульяновску. Группа заводских инженеров начала разработку легкого грузовичка ЗАЗ-970. Разработка и постройка машины велись параллельно с работой над «официальным» ЗАЗ-966. Мировой успех немецкого Фольксваген Т1, сходного с продукцией из Запорожья своей «заднемоторностью», подтолкнул к заимствованию концепции. Один экземпляр микроавтобуса был куплен заводом в качестве образца для изучения. Первым из «могикан» стал бортовой грузовик ЗАЗ-970 в 1961 году. За характерную форму кабины с укороченным капотом заводские острословы прозвали его «точилom». Меньше чем через год грузовик был вытеснен модными в то время «бескапотниками».

Заводчане с энтузиазмом трудились над ходовыми образцами: кузовные панели изготовляли по чертежам в масштабе один к одному, выколачивая их из стали по деревянным болванкам. Толщину металла для силовой структуры определяли опытным путем, чтобы добиться приемлемой жесткости кузова. Для кузовного металла толщиной 0,7 миллиметра сделали заказ на «Запорожстали». Несмотря на то, что обходные и упрощенные технологии не позволяли говорить о «конвейерном» качестве кузова, оно было вполне приемлемым. Даже понятие дизайна было применимо к украинским малотоннажным автомобилям.

Для автомобилей 970-х годов использовался V-образный 900-кубовый мотор мощностью 27 лошадиных сил от модернизированного модели 965 с индексом «А». Данный двигатель вначале применялся для перспективного автомобиля ЗАЗ-966. Коробка передач также была серийной. Грузовики Запорожья имели с «параллельным» 966-м однотипную независимую подвеску всех колес: спереди торсионную, сзади пружинную. При создании семейства грузовых автомобилей инженеры разработали не только заднеприводные машины, но и их аналоги с колесной формулой 4х4, имеющие индекс «971». Семейство могло похвастаться тремя типами кузова: цельнометаллическим (970Б/971Б), грузопассажирским (970В/971В) и грузовой платформой (970Г/971Г). Малотоннажники имели габариты: длина 3400 мм, ширина 1320 мм, высота 1650 мм. Грузоподъемность машин составляла 350 кг. Объем грузового отсека у фургона с двумя членами экипажа равнялся 2,5 куб. м.

Расположенный сзади мотор ограничивал доступ через небольшую заднюю дверь. Поэтому погрузочно-разгрузочные работы преимущественно производились с правой стороны, через двустворчатую дверь шириной 94 см. Погрузочная высота заставляла напрягаться при подъеме поклажи, так как составляла почти полметра. Шестиместный микроавтобус имел складные сиденья второго и третьего рядов, благодаря чему отличался повышенной практичностью и универсальностью. С четырьмя пассажирами его грузоподъемность составляла 175 кг. Как и у фургона, у грузопассажирской версии двигатель ощутимо присутствовал в салоне, вследствие чего сиденья третьего ряда были раздельными и размещены на удалении друг от друга из-за сервисного люка для ревизии мотора.

В микроавтобусе предусмотрели вентиляционный люк в крыше. Пикапы ЗАЗ-970Г и ЗАЗ-971Г имели открытые грузовые платформы (с возможностью установить брезентовый тент) и предназначались для перевозки двух человек и 400 кг груза. У этого варианта сбоку были распашные дверцы, но низкие, высотой с борт грузовой платформы. После испытаний в окрестностях Запорожья у машины появились поклонники, в том числе среди директоров организаций народного хозяйства. Маломощный мотор мог разогнать груженую машину до 70 км/ч, что вполне подходило для развозки товаров по городу. Грузовой ЗАЗ отличался скромным расходом топлива – около 7,5 л.

Несколько машин получили заказ на предприятия Москвы и были одобрены. Заказчики беспокоились только из-за схемы размещения двигателя, но готовы были мириться с этим недостатком. Тем не менее, завод не мог производить две модели одновременно. 966-й был благосклонно принят, а проект 970 был закрыт.