Завод Segway в Китае: от гироскутеров до квадроциклов
Компания Segway служит плохим примером для подражания из-за неспособности повторить уникальное совокупность инженерных достижений, смелых идей и удачной долей удачи.
Начало истории компании Segway приходится на 1999 год, когда американский изобретатель Дин Кеймен выпустил своё детище. Электрический самокат, поддерживающий равновесие самостоятельно, Кеймен создал еще в 1993 году, работая над самобалансирующимся инвалидным креслом, способным подниматься по лестницам без пандусов и преодолевать препятствия.
Для получения патента потребовалось четыре года, ещё пять лет — на запуск производства изобретения, которое могло бы изменить мир. И изменило в итоге, но об этом позже. Первые серийные электросамокаты были простыми: разгонялись до 16 км/ч и имели запас хода около 10 км, что не мешало им производить впечатление транспорта из другой галактики.
Сегвеи развивались, становясь быстрее и более прочными, даже появились внедорожные модели. За полтора десятилетия компания испытала как успехи, так и неудачи, пока в 2014 году не столкнулась с ситуацией, которая рано или поздно случается с любым действительно популярным продуктом — его скопировали в Китае. Руководство Segway решило противостоять этому, начав судебный процесс.
Уникальность своего продукта доказана не только судьями, но и ответчику, китайской компании Ninebot. В конечном итоге Ninebot выкупила компанию Segway целиком, вместе со всеми инженерными наработками и инновациями, создав совместное предприятие. Попробуйте представить, сколько подобных разбирательств кончается такими «хеппи-эндами», настоящая сказка про Золушку. И на этом история не закончилась.
Благодаря опыту американских инженеров и инвестициям из Китая компания выпускает новые модели во множестве сегментов, начиная от обычных электросамокатов и заканчивая электрическими велосипедами.
Прогноз бывшего топ-менеджера компании Дина Кеймена, погибшего приtesting гироскутера, начинает сбываться: «Segway станет для автомобиля тем же, чем автомобиль был для лошади».
В настоящее время центральные городские улицы трудно представить без самокатов, гироскутеров и других средств индивидуальной мобильности. Различные компании занимаются их производством, однако первым в этой сфере стал Segway, значительно опередив время. Похожая ситуация была с производителями мобильных телефонов, где финская Nokia также была пионером, но будущее наступило без нее.

Возможно, по этой причине компания Segway не сосредоточилась на одном направлении развития, осваивая самые разные области, от продажи разработок таким гигантам, как Ford, BMW, GM, Ferrari, SEAT, Intel, Google и Amazon, до выпуска мотовездеходов с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Пока весь мир думал о переходе на электротягу и потом разочаровывался в своих планах, в Segway снова угадали с будущим.
Конечно, без «зелени» не обошлось — в 2019 году подразделение Segway Powersports представило гибридные силовые установки, но больше всего покупателей интересовали традиционные моторы. Квадроциклы, утилитарные и спортивные SSV произвели на рынке настоящий фурор. А на волне успеха компания продолжила развивать тему, в прошлом году показав один из самых мощных серийных SSV в мире — Super-Villain SX20T с 2,0-литровым 235-сильным турбомотором.

В Чанчжоу, Китай, мы отправились знакомиться с заводом Segway. Компания Segway-Ninebot Group и ее подразделение Segway Powersports, специализирующееся на внедорожной технике для активного отдыха, настолько гордятся своей работой, что решили показать своим зарубежным партнерам не только мотовездеходы, но и процесс их создания. Мероприятие под названием «Пробуждение» собрало дилеров и журналистов.
Завод, раскинувшийся на площади 53 000 м2По китайским меркам фабрика невелика, но ежегодно выпускает до сорока тысяч единиц техники. Это значительный объём, даже если учитывать, что мотовездеходы Segway продаются во всем мире, и спрос на них постоянно растёт. Здесь располагается настоящий завод, а не сборочное предприятие: здесь обрабатывают детали и создают двигатели.

На отдельной линии конвейера осуществляется сборка квадроциклов и мотовездеходов марки SSV. Качество контролируется на высоком уровне, соответствующем мировым стандартам. На заводе функционируют несколько испытательных лабораторий, где специалисты отслеживают качество всех этапов сборки: от измерений комплектующих до тестирования собранных двигателей.
Проверка квадроциклов выполняется на специальном полигоне внутри завода.
Изготовление остается засекреченным: доступ к производственным линиям и станкам нам не предоставили. Компания боится промышленного шпионажа, что вполне обоснованно: копирование в Китае происходит виртуозно, поэтому лидерам отрасли приходится охранять свои секреты. Запрет на съемку — обычная практика для крупных компаний по всему миру; свои тайны они раскрывают очень редко.

Впечатляет увиденное. Завод Segway — это огромное суперсовременное предприятие с светлыми чистыми цехами. Автоматизация производства на высоком уровне: все точные операции выполняют роботы, а человеку доверяют контроль качества и значительную часть конвейерной сборки.
Познакомившись с производством целый день, участники перешли к главному этапу — тест-драйву мотовездеходов Segway. Обычный тест-драйв ограничивается поездкой по полигону или небольшим внедорожным маршрутом. Китайцы же решили продемонстрировать свою технику в естественной среде обитания — пустыне Гоби, где когда-то проходил Шелковый путь.

Сначала испытал Segway AT10 — литровый флагманский квадроцикл бренда. Дизайн выполнен в фирменном стиле марки, современный и лаконичный, бросается в глаза разве что небывалое для квадроциклов качество подгонки пластиковых панелей и аккуратные зазоры. На высоте и эргономика, явно создававшаяся с прицелом на рослых европейцев: за высоким рулем удобно как сидя, так и стоя.
Управления и пульты понятны с первого раза, в отличие от приборной панели. В то время как современные квадроциклы комплектуются цветными TFT-экранами, которые быстро станут стандартом, на Segway AT10 установлен монохромный экран. Впрочем, у такой панели есть свои плюсы: она более надежна в экстремальных условиях и долговечнее.

Двигатель, выдающий 95 сил, достаточен для любых задач: как для быстрых перемещений по пустыне, так и для буксировки прицепов в сложных условиях. Подвеска отлично справляется с неровностями, дискомфорт возникает только при попадании в автомобильную колею из-за разницы в ширине.
Вторая новинка, с которой я познакомился — Segway AT10 в исполнении W. Главное отличие — расширенная колея и более крупные колеса диаметром 30 дюймов против стандартных 27. Квадроцикл в такой комплектации устойчивее в поворотах и выглядит интереснее. Но… Крупные и, очевидно, более тяжелые колеса не облегчают жизнь подвеске: динамичная езда по пересеченной местности становится менее комфортной из-за больших неподрессоренных масс.

Версия с большими колесами не исключает специального грязевого исполнения Mud. Его особенности заключаются в внедорожной резине с глубокими грунтозацепами, мощной лебедке, штатном шноркеле и радиаторе, установленном на капоте.
Любители квадроциклов давно осознали, что создание собственной все Terrain «котлеты» сложнее и затратнее, чем покупка готового к внедорожному вождению квадроцикла, и производители ответили на это пожелание — сегодня подобные модели есть у каждого крупного бренда.

Квадроциклы Segway впечатляют, но созданы по стандартам класса. Интереснее SSV Villain SX20T, который перевернул стандарты мировой индустрии. Нестандартная трансмиссия для мотовездеходов такого класса и безумная мощность — ни один производитель ничего подобного прежде не делал!

Двухлитровый турбодвигатель с четырьмя цилиндрами, выдающий 380 Нм крутящего момента и 235 лошадиных сил, работает в тандеме с семиступенчатым роботизированным трансмиссоном. Коробка передач дополнена подрулевыми лепестками для любителей динамичного вождения. Вместе с небольшой массой автомобиля и превосходной подвеской, ход которой превышает полметра, получается невероятно энергичный набор свойств.
Это ещё не болиды легендарной раллийной группы B, но уже похоже на дакаровские прототипы. В ралли «Дакар» для SSV есть собственный класс, и я уверен, что в ближайшие годы Segway выступит там. Не менее важно, что аппарат доступен и в России — компания «Веломоторс», эксклюзивный дистрибьютор Segway в России и СНГ, предлагает новинки марки с гарантией, сервисом и запчастями в наличии.
Технические характеристики Segway АТ10 |
|
Габариты | 2410x1259x1452 мм |
Дорожный просвет | 275 мм |
База | 1455 мм |
Объем топливного бака | 23 л |
Двигатель | 4‑тактный, 2-цилиндровый, DOHC, 999,9 см3, 97 л. с., 92 Нм |
Трансмиссия | вариатор CVTech |
Подвеска | Двухвальный рычаг A-образного типа, ход вперед 185 миллиметров, ход назад 210 миллиметров. |
Тормоза | гидравлические, дисковые |
Сухая масса | 270 кг |
Технологии | Удаленный контроль информации о машине в режиме онлайн с помощью приложения Smart Moving, доступ по Bluetooth без ключа, настройка параметров электроусилителя руля, объединение пассажиров в группу, обеспечение безопасности, отображение актуальных показателей. |
Технические характеристики Segway Villain SX20T |
|
Габариты | 3560х1932х1873 мм |
Дорожный просвет | 370 мм |
База | 2654 мм |
Объем топливного бака | 45 л |
Двигатель | 4‑тактный, 4‑цилиндровый, DOHC, 2000 см3, 235 л. с., 380 Нм |
Трансмиссия | 7‑ступенчатая, роботизированная |
Подвеска (передняя/задняя) | Двойной А-образный рычаг с стабилизатором поперечной устойчивости, ход 510 мм; многорычажная подвеска с стабилизатором поперечной устойчивости, ход 530 мм. |
Тормоза | гидравлические, дисковые |
Сухая масса | 336 кг |
Технологии | Удаленный доступ к информации о машине в режиме онлайн с помощью приложения Smart Moving, бесконтактный запуск двигателя, настройка электрических систем рулевого управления, объединение участников поездки в группу, обеспечение безопасности, индикация текущих показателей. |