Запчасти делать так и не научились? В чем главная проблема российского автопрома
Российские автозаводы будут покупать запчасти вскладчину? Может дойти и до этого. Разбираемся, почему в нашей стране проблемы с выпуском автокомпонентов
С локализацией дела у нас неважные. Особенно сейчас. Производителю товара для рентабельности производства нужны количества, а где их взять, когда отечественный рынок, как говорится, сжался? На этом фоне любопытно звучит предложение гендиректора группы «Соллерс» Николая Соболева. Дескать, потенциал для локализации технологий очень низок, так давайте выпускать недостающие автокомпоненты совместно! Объединим усилия – выйдем на нужные объемы производства. Речь, в первую очередь, идет о технологиях в области активной и пассивной безопасности, а также об электронных системах управления. Нужны двигатели и коробки всех мастей, подушки безопасности, а также начинка электротранспорта – батареи и программное обеспечение.
Насколько производители способны договориться между собой, да и способны ли вообще? Речь идет о миллиардных затратах. Придется каким-то образом объединить, например, «Соллерс», АвтоВАЗ, «Москвич» и ГАЗ – в этом случае можно попробовать достичь сколь-нибудь значимого объема в недалекой перспективе. В любом случае, объемы отдельно взятого производителя не позволяют экономически эффективно развивать это производство.
Самый вероятный вариант развития этой идеи – это банальное приглашение «в долю» какого-то китайского партнера. Предложить сказочные условия, настроить на оптимизм касательно будущего и пообещать не бросать его в самостоятельное плавание, присущее свободному рынку. В этом случае затраты нашей стороны могут сократиться. Однако же очевидна и опасность такого шага: все может кончиться тем, что китаец начнет заниматься перевозками нужных компонентов из-за большой стены, а наши займутся наклеиванием этикеток и организацией складского хозяйства. А собственное производство, как обычно, отойдет на последний план как ненужное. Затем, китаец уедет за большую стену и на этом все закончится.
Для таких проектов необходимо участие государства – причем не на уровне каких-то льгот для покупателей, а именно для реализации конечного пункта задумки – производства конкретного товара. Глава Минпромторга, Денис Мантуров, еще в конце декабря заявлял, что Россия до 2025 года рассчитывает утроить производство автокомпонентов и вдвое увеличить суммарный выпуск всех видов автомобилей. По словам министра, это позволит к 2030-му нарастить долю отечественных машин на внутреннем рынке с 40% до 80%. Как он собирается это реализовать, пока что понять трудно. Напомним, что правительство постановило вернуть ABS в обязательные требования к выпуску машин с декабря 2023 года. Интересно, откуда все это появится?
В любом случае, очевидно лишь одно: даже если эта идея заработает, и в нее вложат огромное количество государственных и частных инвестиций, то первые проекты деталей мы увидим в лучшем случае через несколько лет. Когда появятся сами детали, лучше не загадывать.
И еще один вопрос – казалось бы, простейший. Что именно должен будет производить подобный консорциум? Нечто унифицированное для универсальных платформ или же целую гамму для широкого спектра моделей?
Интересно, смогли бы мы сегодня самостоятельно выпускать, скажем, ВАЗ-2101? Или все, на что мы способны — это собирать китайские Лады и Москвичи?