Западные автоконцерны могут уйти из России
Автоконцерны, имеющие свои производства в России, рассматривают возможность ухода из нашей страны, после обострения ситуации на Донбассе
Такой вариант развития событий не исключен в случае введения жестких санкций со стороны США и Евросоюза. В первую очередь пострадают европейские автопроизводители, так как будут вынуждены подчиниться требованиям ЕС – в противном случае они сами попадут под ограничения. Так в 2018 году концерну PSA Peugeot Citroen пришлось уйти из Ирана из-за срыва сделки с США по ядерной программе и введения санкций против страны.
В недавнем интервью Wall Street Journal, глава концерна Stellantis (он был образован в результате слияния PSA Peugeot Citroen и FCA), Карлос Таварес заявил: «Если реальность будет такова, что мы не сможем производить поставки на завод, мы будем вынуждены либо перенести это производство на другие заводы, либо столкнуться с ограничениями» (цитата агентства Интефакс).
В российском офисе Stellantis заявили, что не рассматривают сценарий ухода из России и закрытие завода в Калуге, где собирают не только легковые модели и коммерческую технику под брендами Peugeot, Citroen, Opel, но также дизельные моторы. Однако, такой сценарий исключать нельзя: пока не известен масштаб и жесткость нового пакета санкций и то, как он повлияет на западные компании, построившие свои заводы в нашей стране.
Помимо Stellantis свое производство в России имеет немецкий концерн VW: оно включает заводы в Калуге (здесь также делают двигатели) и Нижнем Новгороде. Также в нашей стране выпускается широкий модельный ряд Renault на заводах в Москве и Тольятти, при этом французский концерн является главным акционером АВТОВАЗа и входит в альянс с компанией Nissan, у которой тоже имеется завод в России. В российском представительстве Renault и Nissan комментировать ситуацию отказались.
Помимо автосборочных производств на российской территории работают европейские производители комплектующих: шин, аккумуляторов, систем ABS/ESP, и так далее. Их уход напрямую затронет российские автозаводы, включая и локальные бренды – АВТОВАЗ, ГАЗ, УАЗ.
В конечном итоге, при самом пессимистичном сценарии, производство автомобилей в России вообще может если не полностью остановиться, то сильно просесть. Исключение составит разве что завод Haval, так как китайцы поставляют комплектующие со своих предприятий. Корейские марки Hyundai/Kia также могут обойти возможные ограничения и решить вопрос с комплектующими. Но в любом случае на авторынке нас ожидает коллапс, вызванный дефицитом автомобилей и ростом цен – в том числе из-за обвалившейся российской валюты.