Закрыта возможность уклониться от растаможки для владельцев иностранных автомобилей
Изменения правил ввоза автотранспорта из Кыргызстана и Беларуси.
В России планируют ужесточить контроль за таможенными платежами при ввозе транспортных средств.
До 1 апреля 2024 года участникам ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия) предстоит создать единый процесс управления рисками и профили рисков для всех таможенных служб. Усиление контроля за транспортными средствами, оформленными по льготным правилам в одной стране, но используемыми в другой, также входит в планы. В частности, предусматриваются меры по недопущению вывоза таких средств за пределы стран оформления. Главная цель – препятствовать действиям, направленным на развитие внутреннего производства в России.
Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза (НАС), сообщил, что завоз автомобилей с заниженной стоимостью распространен в Киргизии, Армении и Казахстане. Из-за расчета пошлины по заявленной цене в декларации недоплата таможенных платежей России достигает сотен миллионов долларов.
Аналитическое агентство «Автостат» указывает, что по данным за апрель прошлого года доля новых автомобилей, ввезенных из Казахстана (от общего числа поставленных в РФ), составляла 12,6%, из Беларуси — 3,8%, Киргизии — 3,4%, Армении — 3%. Что касается подержанных моделей, то соотношение еще выше: 18,8% — из Армении, 12,5% — из Беларуси и 2,7% — из Киргизии. Без корректировки таможенной стоимости российское автомобилестроение пострадает. Какой смысл в локализованном производстве, если прямой ввоз выходит дешевле?
Введение мер по «закручиванию гаек» неизбежно вызовет сопротивление стран, через которые автомобили попадают на наш рынок, сократив поток автомобилей, движущийся через ЕАЭС. Отсутствие привлекательности льгот и лазеек при «таможенных» машинах затронет интересы большого числа фирм и частников-перегонщиков как у нас, так и в странах ЕАЭС, учитывая сложившиеся цепочки поставок автомобилей.
Ужесточение контроля за соблюдением таможенных правил и доначисление пошлин при занижении стоимости машины или использовании «серых» схем серьезно отразится на автовладельцах.
В случае нарушения правил растаможивания автомобиль может смениться несколькими владельцами. При этом претензии по доплате пошлины предъявляются последнему хозяину. Для справедливости в отношении автовладельцев, которые могут не знать о нарушениях при первоначальной растаможке, стоит рассмотреть мораторий на предъявление претензий к автомобилям, ввезенным до определенной даты.
Честно говоря, трудно поверить в возможность достижения чего-то конкретного с странами-участниками. Союзу более двадцати лет, а нормального обмена информацией не было и нет. Отсутствует желание что-либо конкретно улучшать: нет общих баз данных ни по нарушителям таможенных правил, ни по водителям с номерами других стран, которые постоянно нарушают ПДД. Поэтому меньше всего проблем будет у того, кто вообще не захочет связываться с параллельным импортом, предпочитая ему отечественный автомобиль или китайский.
