Как меняется европейский автомобильный рынок: причины и перспективы
Стоит ли говорить о закате европейской автомобильной промышленности? По крайней мере, перед нами – глубокий кризис. Volkswagen и Audi сокращают штат сотрудников и приостанавливают работу заводов, стремясь оптимизировать свои расходы. Об этом сообщают многочисленные западные информационные агентства, в числе которых Bloomberg и Reuters. В Бельгии, к примеру, запланировано закрытие местного предприятия Audi. По мнению протестующих, европейские компании переносят производство за пределы Европейского союза из-за энергетического кризиса, на что власти Евросоюза закрывают глаза.
Откровенно говоря, ни к одним, ни к другим особого сочувствия не испытываю. Причина кроется не только в агрессивной санкционной политике Евросоюза в отношении России, хотя и хочется отметить: это закономерная плата за отказ от взаимовыгодного сотрудничества с нами. Но стоит также обратить внимание на технические решения, которые выглядят крайне нелогичными. Запрет на дизельные двигатели, борьба с двигателями внутреннего сгорания в целом, неограниченное ужесточение экологических норм, невзирая на последствия. Стремление перевести всех на электромобили – это объяснимо, однако на практике дальше щедрых государственных дотаций для сторонников электрического транспорта в Европе дело не продвинулось. Прекратите финансировать эту программу – и решайте проблему экологичности своими силами.
Чрезмерное стремление к достижению любых стандартов Евро-10 вопреки потребностям покупателей вызвало обеспокоенность у ряда компаний, включая VW. По данным опроса, проведенного Торгово-промышленной палатой Германии среди нескольких тысяч национальных предприятий, около трети из них рассматривает возможность переноса производства за рубеж, в частности, в Северную Америку. Это приведет к тому, что европейская промышленность окажется полностью изолирована от российских источников энергии. Нанесение ущерба России – привычная практика, однако это невыгодно и для европейских компаний. Что же касается рабочих мест?
Зарубежные источники сообщают о сокращении до 4000 рабочих мест в Европе компанией Ford. Американский автопроизводитель объясняет это решение строгими экологическими нормами ЕС и трудностями, связанными с переходом на электромобили. В частности, планируется сократить штат сотрудников на европейских производственных площадках к концу 2027 года, при этом почти 3000 человек будут уволены в Германии, включая завод в Кельне. Всего на Ford в Европе работает 28 000 сотрудников.
Как обстоят дела на смежных производствах? Ситуация аналогичная. Немецкая компания Bosch уже сообщила о планах сокращения штата своего автомобильного подразделения на 5500 человек в течение нескольких ближайших лет. Причинами назвали стагнацию мировых автомобильных продаж, избыточные производственные мощности в автомобильной отрасли относительно прогнозируемого объема продаж и более медленный, чем предполагалось, переход к электромобилям.
По имеющимся данным, убытки автомобильных компаний составили:
– у Volkswagen на 64 процента;
– у Audi на 91 процент;
– у BMW на 84 процента;
– у Mercedes на 54 процента.
У итальянцев ситуация не лучше – начались забастовки. Производство сократилось до отметки ниже полумиллиона автомобилей, а за последние три года 12 000 человек остались без работы. И настроения остаются прежними: необходимо переместить производство в другое место…
Возможно, что полный переход на электромобили приведет к стабилизации ситуации, однако это маловероятно, учитывая, что их производство требует значительно меньше рабочей силы. Важную роль здесь играет стоимость электроэнергии, которая в Китае или США в несколько раз ниже, чем в Европе. В то время как в Европе спрос на электромобили замедлился, в остальном мире он продолжает расти. Китайские производители эффективно занимают эту рыночную нишу, предлагая не только более доступные цены, но и вполне достойное качество.
Преждевременны траурные мероприятия по поводу упадка европейского автомобилестроения. Однако, очевидно, требуется принятие срочных мер.
