Забытый шедевр — Delaage D8 120 Aerosport
Delage D8 120 Aerosport. Забытый шедевр
Французское довоенное купе Delage D8 120 Aerosport – воплощение роскоши и богатства.
Делага Д8 120 Аэроспорт. Год выпуска: 1936. Цена сегодня: 2 миллиона долларов.


1936 Delage D8 120 Aerosport
© Фото: 5 колесо
Эта машина Delage D8 120 Aerosport с кузовом от ателье Letourneret Marchand появилась в 1936 году — за четыре года до фашистской оккупации Франции. Во время оккупации роскошные автомобили типа Delage часто конфисковывали или разбивали, поэтому неясно, как этой машине удалось выжить войне (по одной из версий, ее спрятали от фашистов в Бельгии). В середине 50-х автомобиль отправили в США, где он попал к частному коллекционеру. Новый владелец перекрасил кузов с темно-красного на серебристый и периодически использовал купе для поездок, но с 70-х годов машина оставалась в гараже. Когда автомобиль достался реставраторам, их удивила его сохранность. Двигатель оказался в прекрасном состоянии: перед запуском после длительной «спячки», механики лишь заменили масло, некоторые детали зажигания и карбюратор. То же самое касается электромеханической трансмиссии Cotal: кроме масла в ней ничего не меняли. Сцепление потребовало установки новых фрикционных накладок, а подвеска — замены изношенных втулок. Кроме того, в ходе реставрации у машины заменили оси, тормозную и топливную системы.
Зайдя за огромный руль с четырьмя спицами, сразу чувствуешь, что это настоящий «гранд турер», предназначенный для быстрой и комфортабельной перевозки четырех пассажиров. Машина имеет простую подвеску (поперечно расположенные эллиптические рессоры спереди и полуэллиптические сзади), узкие колеса и мощные тормоза, заставляющие кузов «клевать» при каждом торможении. Однако автомобиль идет удивительно плавно, а руль отличается хорошей информативностью. На Delage D8 120 Aerosport вам вряд ли захочется пройти поворот на двух колесах — для этого он слишком роскошен и величав, тем не менее, может достаточно быстро для своих габаритов ввинчиваться в виражи. Поведение машины предсказуемо, и с ней можно быстро научиться общаться на одном языке. Даже несмотря на плохую видимость вперед из-за длинного капота вам всегда будет понятно, куда идет машина.

1936 Delage D8 120 Aerosport
© Фото: 5 колесо

1936 Delage D8 120 Aerosport
© Фото: 5 колесо
Рядный 8-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью 130 л.с. достигает пикового крутящего момента на 2500 оборотах в минуту, как и современный турбодизель. Эти характеристики обеспечивают машине приличную динамику для ее возраста. Электромеханическая трансмиссия Cotal — это особый случай. Ее изначально разрабатывали для больших рельсовых автомотрис. Она основана на электромагнитных дисках маховика, которые используют магнитное притяжение для управления четырьмя передачами. Работа трансмиссии отличается необычным алгоритмом: сначала водитель с помощью рычага на полу выбирает направление движения — вперед или назад, а затем переключает передачи другим селектором, расположенным слева от рулевой колонки. Переключение передач происходит неожиданно быстро и легко: рычаг КП можно двигать одним пальцем. В эпоху массового производства коробок передач без синхронизаторов эта трансмиссия была настоящей революцией.
Тридцатые годы стали золотым веком для автомобильной эстетики и дизайна, о чём свидетельствует это экзотическое купе. Оно не только прекрасно выглядит, но и обладает техническими характеристиками (для своего времени) чудесными. Многие машины тридцатых годов выглядят отлично, но управляются ужасно. С Delage такого сказать нельзя: этот стильный автомобиль великолепен во всех отношениях, за что можно простить даже плохую обзорность и невероятно высокую цену.
Французская экзотика

1936 Delage D8 120 Aerosport
© Фото: 5 колесо
Кроме Луи Деляжа, другие французы создавали необычные машины. Послевоенная Франция не нуждалась в большом переднеприводном автомобиле с большим объемом двигателя. Поэтому не пошла модель Rosengart Super Traction (1947 г.). Модель JP Wimille (1946-1950 гг.) имела обтекаемый кузов, двигатель V6 сзади, торсионные пружины клапанов и электромагнитную трансмиссию Cotal, как на машинах Delage. Водитель сидел в ней, как в болиде McLaren F1. Было изготовлено всего 8 экземпляров.
Последняя модель фирмы Hotchkiss, названная Gregoire (1950 г.), имела независимую подвеску, четырехцилиндровый двигатель и 4-ступенчатую КПП с овердрайвом. Финансовые трудности помешали фирме начать серийное производство этого автомобиля с инновационной конструкцией.
Непризнанный мастер

1936 Delage D8 120 Aerosport
© Фото: 5 колесо
Луи Деляж мог бы быть столь же известен, как Уолтер Бентли или Этторе Бугатти, если судьба была к нему благосклоннее. Компания Delage, основанная в 1905 году, сначала выпускала легкие одноцилиндровые машины, но уже через шесть лет перешла на производство больших спортивных моделей Grand Prix с трехлитровыми двигателями. Эти модели были весьма прогрессивными: с 1914 года были оснащены верхними распредвалами, пятиступенчатыми коробками передач и тормозами на всех четырех колесах. В 1923-м Delage выпустил автомобиль с мотором V12 объемом 10,3 литра и установил мировой рекорд скорости — 230,57 км/ч. В середине двадцатых годов появилась модель Type-GL с шестилитровым шестицилиндровым двигателем (верхний распредвал, гидравлические тормоза с сервоприводом). В 1929 году на парижском автосалоне компания представила рядный восьмицилиндровый двигатель. Однако в это время случился кризис на Уолл-стрит, и компания Delage разорилась.
В 1935 году компанией Delahaye была приобретена марка Delage. Новые владельцы финансировали разработку роскошной модели D8 120 с рядными «восьмерками» объемом 4,3 и 4,75 литра. Кузова для автомобиля строили ателье такие как Figoni, Chapron, Pourtout and Letourneret Marchand. Однако новинка не получила широкой известности среди покупателей, способных ее себе позволить. В общей сложности было выпущено 100 таких автомобилей. После Второй мировой войны марка Delage вошла в группу компаний Hotchkiss (до 1966 года производила автомобили по лицензии Jeep), а в 1954 году прекратила свое существование.
Технические характеристики Delage D8 120 Aerosport (1936 год)
Кузов — купе
Число мест — 4
Снаряженная масса — 1678 кг
Двигатель — 4302 см3, 130 л.с.
Коробка передач — четырёхступенчатая полуавтоматическая электромеханическая, привод задний.
Подвеска — зависимая
Тормоза — барабанные
Максимальная скорость — 150 км/ч
1936 Delage D8 120 Aerosport
© Фото: 5 колесо