За базар — поведением стражей порядка объяснить.
МВД разработало руководство для повышения умения общаться у сотрудников ГИБДД.
Министерство внутренних дел разработало подробный документ о повышении умения общаться у инспекторов ДПС. Сложный термин означает, что сотрудникам нужно быть вежливыми и уважительными во время разговоров с гражданами.
С чем связано это? В последнее время блогеры и другие деятели активно публикуют видео и тексты, которые дискредитируют всех сотрудников ГАИ, не различая их на «хороших» и «плохих». Хотя подобные ролики чаще всего не фальшивые, ведь дыма без огня не бывает, массовое порицание работников ГИБДД тоже чревато негативными последствиями. Поэтому перед сотрудниками поставили задачу — проводить воспитательную работу.
Для эффективного общения сотрудникам ДПС предлагается быстро составить психологический портрет водителя, обращая внимание на его внешность, походку, жесты и эмоциональное состояние. Между инспектором и водителем должна быть дистанция не менее 45 см.
В методичке постоянно подчеркивают важность безупречного поведения, способствующего вежливости со стороны граждан. Предпочтительны фразы: «Добрый вечер», «Чем могу помочь?», «Будьте добры», «Извините» и тому подобное. Не следует показывать пальцем или жезлом в сторону водителя, а также стоять в позе «руки в боки» и т.д. Такие методы называются «авторитарными средствами общения» и могут вызвать негативную реакцию.
Многие водители изначально стремятся стать лидерами, подавляя инспектора своим развязным поведением и требованиями предъявить документы. Авторы рекомендаций напоминают сотрудникам ДПС о необходимости сохранять спокойствие и не поддаваться на провокации. Им предлагается четко разъяснять все требования и максимально игнорировать речевую агрессию, ожидая, пока нарушитель выговорится. Сотрудникам рекомендуется применять методы «подчеркнутой вежливости» и «выделения положительных качеств агрессора», например, фразой «вы же самодостаточный человек, зачем вы проявляете грубость и агрессию?». Если водитель снимает разговор с ДПС на камеру, инспекторам рекомендуется продолжать общение, не обращая внимания на съемку, при возможности снимая происходящее на свою камеру, концентрируя внимание нарушителя на правонарушении. ГИБДД планирует оснастить машины ДПС комплексами видеофиксации.

Многие провокаторы-блогеры намеренно стремятся спровоцировать скандал с единственной целью — вывести инспектора из себя и затем опубликовать видео в сети. Такой ролик обречён стать популярным, привлечь сотни тысяч просмотров. Инспектор должен быть готов к подобным ситуациям. Если он уверен в своей работе, то беседа с водителем должна длиться недолго – в крайнем случае, можно предложить ему отправиться в отделение.
Нельзя точно сказать, улучшит ли этот документ взаимодействие инспектора и водителя.
Опытный сотрудник ДПС и без инструкции знает правила поведения, а хамоватый нарушитель не изменит своего нрава из-за бумаги. Как говорил академик Лихачев, можно казаться умным или добрым, но невозможно притвориться интеллигентным. Время все покажет. Вряд ли введение методички ухудшит ситуацию.