За базар ответишь: зачем гаишников учат вежливости
Сотрудникам ГИБДД дали рекомендации, как вести себя с хамами, провокаторами и… нормальными водителями.
МВД выпустило объемистую методичку по «совершенствованию коммуникативных компетенций сотрудников ДПС». Трудно воспринимаемая на слух формулировка на самом деле сводится к необходимости проявлять при общении повышенную культуру поведения и подчеркнутую вежливость.
Зачем это потребовалось? Дело в том, что в последнее время резко активизировались блогеры и прочие личности, поставившие на поток публикацию видеороликов и иных публикаций, которые дискредитируют имидж всех сотрудников ГАИ без деления на «плохих и хороших». Понятно, что дыма без огня не бывает, и что подобные ролики чаще всего не являются постановочными, однако массовое очернение гаишников ни к чему хорошему тоже не приведет. Поэтому во главу угла справедливо решили поставить «воспитательную работу» среди личного состава.
Приведем несколько примеров. Общение с водителем сотрудникам ДПС рекомендуется начинать с быстрого составления его психологического портрета – от внешности и походки до жестов и эмоционального состояния. При этом дистанция между инспектором и водителем не должна быть менее 45 см (интересно, зачем такая точность?) – нарушение границы «личного пространства» чревато неконтролируемыми последствиями и может вызывать негативную реакцию.
Методичка постоянно подчеркивает необходимость безупречной культуры поведения, способной вызвать аналогичную вежливость со стороны граждан. Следует использовать фразы типа: «Добрый вечер», «Чем я могу вам помочь?», «Будьте добры», «Извините» и т.д. Не нужно указывать пальцем или жезлом в сторону водителя, а также стоять в позе «руки в боки» и т. д. Подобные методы названы «авторитарными средствами общения», которые могут вызвать отрицательную реакцию.
Не секрет, что многие водители изначально занимают позицию лидера, подавляя инспектора как своим развязным поведением, так и требованиями предъявить какие-то документы, обоснования и т.п. Мол, сейчас я тебя поставлю на место! Авторы рекомендаций напоминают, что сотрудник ДПС не должен показывать водителю лишние документы: сотруднику нужно, сохраняя спокойствие и не поддаваясь на провокации, «четко» разъяснить все требования. Им предлагают максимально игнорировать речевую агрессию (ожидая, пока нарушитель выговорится), применять методы «подчеркнутой вежливости» и «выделения положительных качеств агрессора» (например, фразой «вы же самодостаточный человек, зачем вы проявляете грубость и агрессию?»). Если водитель демонстративно снимает разговор с ДПС на камеру, то инспекторам рекомендуется продолжать общение с нарушителем, не обращая внимания на съемку, при возможности снимая происходящее на свою камеру, концентрируя внимания гражданина на правонарушении, общаясь с ним четко и уважительно. Отметим, что ГИБДД планирует оснастить машины ДПС комплексами видеофиксации.
К сожалению, многие блогеры-провокаторы целенаправленно идут на скандал с единственной целью вывести инспектора из себя, а затем вывесить в Сети скандальный ролик, обреченный на сотни тысяч просмотров. К таким ситуациям инспектор должен быть готов. По идее, если инспектор уверен в своем поведении, то беседа с водителем не должны занимать много времени – в крайнем случае, можно предложить ему проследовать в отделение.
Трудно предсказать, поможет такая методичка улучшить процедуру общения инспектора с водителем или нет. Воспитанный и выдержанный сотрудник ДПС и так знает, как себя вести, а случайно попавшему в гаишники хаму никакая бумажка не поможет. Как говорил академик Д. С. Лихачев, можно прикинуться умным или добрым, но невозможно притвориться интеллигентным человеком. Впрочем, время покажет. Вряд ли с введением такой методички ситуация ухудшится.