WTCC на перепутье

Чемпионат WTCC. В канун перемен

В 2011 году технические правила World Touring Car Championship претерпят существенные изменения. Возможен сценарий, когда нынешний сезон внесет значительные коррективы в историю и статистику «кузовного» чемпионата мира.

Кузница чемпионов мира

Изображение: img.freepik.com

World Touring Car Championship

© Фото: Chevrolet

Chevrolet Cruze WTCC

© Фото: Chevrolet

Популярные гонки, такие как европейский чемпионат класса «Туринг», проводимый Международной автомобильной федерацией с 1963 года, были обречены на превращение в мировой чемпионат. В основе такого алгоритма проста: автомобили, участвующие в гонках, очень похожи на свои гражданские аналоги, что важно для маркетинга. Высокий статус чемпионата привлечет крупные компании-производители.

Впервые первенство состоялось в 1987 году: чемпионом мира стал Роберто Равалья на Ford Sierra RS. Попытка проведения мирового первенства оказалась разовой, и новой базой для WTCC стал немецкий чемпионат Super Touring Wagen. Производителям понравилась его 2-литровая формула, появившаяся в STW в 1994 году. На старте выступили заводские команды таких марок, как Alfa Romeo, Audi, BMW, Honda, Nissan, Mazda. FIA пыталась спасти умиравший чемпионат DTM, преобразуя его в International Touring Championship. Но изменить формулу не удалось поменять экономику, и из-за возросших расходов ITC прекратил существование в 1996 году.

Международная автомобильная федерация выбрала European Touring Car Championship следующим полигоном для гонок «планетарного масштаба», начавшихся в 2002 году. Для полной разработки идеи потребовалось три года, и в 2005-м стартовал современный World Touring Car Championship.

Новая история WTCC

Yokohama. 100 гонок в WTCC

© Фото: Yokohama

Автомобили гоночного чемпионата «Туринг» должны соответствовать техническим требованиям класса Super 2000. Кузова машин должны иметь четыре двери и длину не менее 4200 мм, привод на одну ось и двухлитровый атмосферный двигатель. Число цилиндров двигателя не может превышать шесть, что обуславливает ограничение числа оборотов мотора – от 9000 до 8500 в минуту. Допускаются как механические коробки передач с гидропередачей, основанные на серийных агрегатах, так и секвентальные коробки. При использовании секвентальной КП автомобиль дополнительно оснащается 30-килограммовым грузом.

В первые три года существования WTCC преобладали «Баварские моторы», а Энди Приоль трижды становился быстрейшим пилотом в кузовной дисциплине. В 2005‑м и 2006‑м третьи места в чемпионате занимали гонщики команды Alfa Romeo Фабрицио Джованарди и Аугусто Фарфус, но затем «Альфа» прекратила выступления в мировом «Туринге». Зато активизировались заводчане SEAT, запустившие в чемпионат модель Leon с турбодизельными моторами. Два года подряд они побеждали как в зачете пилотов (номинантами становились Иван Мюллер и Габриэле Тарквини), так и в командном зачете. После двух победоносных сезонов испанский концерн покинул WTCC, но «сеаты» в чемпионате 2010 года остались с поддержкой SEAT Customers Technology. В прошлом сезоне к трем постоянным представителям WTCC добавилась еще одна команда — российская Lada Sport. Увы, прошлый сезон оказался первым и последним для заводской российской команды в чемпионате мира, но я верю, что энтузиазм ее руководителя Виктора Шаповалова не иссяк, и возвращение «Лады» в WTCC вполне возможно.

Иван Мюллер, Роберт Хафф, Эрик Нэв, а также Алан Меню.

© Фото: Chevrolet

По количеству команд-участниц мировой «Туринг» пока что имеет то, что имеет. Не густо. Хочется надеяться, что после введения в 2011 году новой формулы S1600 (моторы с объёмом 1,6 литра, оснащенные турбонаддувом) число команд в WTCC увеличится. Volvo Motorsport не скрывает интерес к чемпионату и даже готовит хетчбэк C30 к получению международной омологации.

Дела сегодняшние

Слик

© Фото: Chevrolet

Тьягу Монтейру и Иван Мюллер

© Фото: Chevrolet

Статистика WTCC претерпела некоторые изменения. BMW и SEAT ранее становились обладателями чемпионских титулов, а команда Chevrolet, появившаяся в первом сезоне чемпионата, пробивается к победе с трудом. В первом сезоне все три пилота команды — Никола Ларини, Алан Меню и Роберт Хафф — заняли места в двадцатке лучших, а в командном зачете Chevrolet получила четвертое место из пяти возможных. Второй сезон не принес более успешных результатов, разве что позиции гонщиков Chevrolet в личном зачете поднялись чуть выше. 2007 год принёс команде третье место, правда и число соперников сократилось до четырех. Ларини, Меню и Хафф заняли места в топ-десятке личного зачета. В последующие два года позиция команды в чемпионате оставалась неизменной, а в 2008 году Роберт Хафф занял третье место в зачете пилотов. Прошлый год стал важным событием для команды, когда на смену модели Lacetti пришла гоночная версия Cruse. Руководитель команды Эрик Нэв отметил, что компания не позиционирует Chevrolet как спортивный автомобиль, а использует автогонки для продвижения бренда. Тем не менее, для продвижения бренда неплохо бы добиваться успехов в автоспорте. В нынешнем сезоне Chevrolet делает определенные ставки: Cruse избавился от недостатков и вполне конкурентоспособен, а состав пилотов усилен: вместо Николо Ларини выступает бывший пилот заводской команды SEAT, экс-чемпион мира Иван Мюллер. Иван блестяще выступил после 5 из 11 гоночных уик-эндов (каждый включает две гонки): он возглавляет зачет пилотов, а Chevrolet лидирует в командном зачете. Однако сделать объективные прогнозы сложно, так как разрывы в очках между соперниками в обоих зачетах чемпионата мира очень малы. Тем не менее, поправка в «генеральной» статистике WTCC весьма реальна.