WTCC. Без компромиссов

WTCC. Без компромиссов

Предложение PR-менеджера General Motors CIS Агнеш Роны о поездке на этап гонок мирового туринга в Брно было весьма актуальным. Оснований для посещения Чехии хватало.

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

Гонки World Touring Car Championship привлекают бескомпромиссной борьбой. Это самый демократичный из чемпионатов мира под эгидой FIA. Благодаря этому увеличилось представительство российских пилотов в зачёте Yokohama Trophy.

Заключительный этап первой трети чемпионата прошел на автодроме в Брно, но прогнозирование победителей становится все сложнее. Два первых этапа прошли под контролем дизельных Seat Leon: Габриэле Тарквини и Иван Мюллер одержали победы в заездах в Бразилии, а Хорди Жене и Тьяго Монтейро продолжили их успех в мексиканской Пуэбле. В гонке в Валенсии пилоты Chevrolet добились успеха: Роберт Хафф и Алан Меню праздновали победы в заездах. Команда «баварских моторов» открыла счет победам только на четвертом этапе на трассе во французском городке По: Аугусто Фарфуш стал «зачинщиком», а вторую гонку выиграл его товарищ по команде, прошлогодний (и уже 3‑кратный!) чемпион мира Энди Приоль. Готовы ли вы делать ставки?

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

В Брно гонка превратилась в триумф экс-пилота «Формулы-1», а ныне гонщика BMW Team Italy-Spain Алессандро Дзанарди. Этот человек вызывает уважение у любителей спорта: семь лет назад в аварии на этапе американских гонок серии CART он потерял обе ноги, а через три года вернулся на гоночные трассы. В чемпионате мира по «кузовным» гонкам Дзанарди не был «свадебным генералом»: на его счету уже были две победы на этапах WTCC. В Брно у Дзанарди имелись неплохие шансы: отсутствие очков в нынешнем сезоне позволяло ему стартовать без положенного по правилам балласта. В субботу итальянский пилот завоевал первую в своей карьере в World Touring Car Championship поул-позицию. А его соперником на первой линии стартовой решетки стал пилот Chevrolet Алан Меню.

Перед гонкой произошли эпизоды, демонстрирующие строгость и справедливость правил чемпионата мира. Сначала стюардам пришлось разобраться с заменой моторов у Никола Ларини на Chevrolet и Ричарда Райдела на Seat. «Высокий суд» не наказал гонщиков и их команды, но оштрафовал за другие нарушения. Никола Ларини был пойман в нижнем белье и гоночных туфлях без сертификата FIA, у Ивана Мюллера отсутствует омологация подшлемника. Оба пилота заплатили по 2000 евро штрафа и получили предупреждение: повторное нарушение приведёт к старту с последней позиции в следующем заезде.

Для Алессандро Дзанарди всё складывалось превосходно! Он был самым быстрым на утренней тренировке и с блеском выиграл первую гонку пятого этапа чемпионата мира. Вторым в заезде финишировал его товарищ по команде испанец Феликс Портейро, третьим — Алан Меню. По правилам WTCC, восемь лучших первого заезда на старте второй гонки располагаются в обратном порядке. Но несмотря на старт с восьмой позиции, это был уик-энд Дзанарди — он вновь поднялся на подиум, финишировав вторым. Победу одержал Габриэле Тарквини, усиливший свою позицию лидера чемпионата. На третью ступень пьедестала поднялся Роберт Хафф, но, как выяснилось позже, это был успех лишь «де-факто». А «де-юре» строгая техническая инспекция усмотрела несоответствие нового переднего стабилизатора Chevrolet техническому регламенту. И надо же было такому случиться, что в то время, когда стюарды принимали решение о дисквалификации Роберта Хаффа, мы со спортивным директором Chevrolet Эриком Нэвом обсуждали новые технические решения, внесенные в автомобили. И Эрик заметил, что не всегда новшества себя оправдывают…

Виктор Шаповалов

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

В 2007 году перед нами встал выбор автомобиля для дальнейших выступлений после нескольких этапов WTCC и гонок голландского чемпионата. Решили выступать как частная команда, но с заводской поддержкой. Выбор пал на «десятку» — её мотор идентичен двигателю Chevrolet, а гоночной версией занималась английская компания Swindon. Волжский автозавод помог документацией, кузовами с каркасами безопасности и частью аэродинамического обвеса, всё остальное сделали силами команды. Сейчас работаем над следующим сезоном и стараемся привести в порядок техническую документацию для участия в чемпионате. Надеюсь, вскоре все вопросы будут решены, и на этапе в португальском Эшториле нас официально допустят к соревнованиям.

Русские в Брно

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

В мировом туринге теперь участвуют не только пилоты из России, но и автомобили: в предыдущем этапе в Валенсии дебютировали Lada 110 2.0 команды Russian Bears Motorsport, пилотируемые Виктором Шаповаловым и голландцем Яапом ван Лагеном. До решения всех вопросов, связанных с омологацией, автомобили не номинированы для набора очков. В первой гонке Яап ван Лаген финишировал 21-м, а во второй Виктор Шаповалов занял 19 место. Дуэт Александра Львова и Андрея Сметского, представляющий команду Golden Motors и выступающий на автомобилях Honda Accord Euro R, пока находится на стадии созидания. На сегодня основной задачей команды является подготовка конкурентоспособных автомобилей.

Андрей Романов на BMW 320si покажет лучшие результаты среди российских десантников в WTCC. Его наставник и партнер по Liqui Moly Team Engstler — опытный Франц Энгстлер. После гонки в Брно команда занимает второе место в «частном» зачёте Yokohama Trophy. В личном зачете Андрей Романов занимает шестое место из двенадцати пилотов.

Работа продолжается

Беседа с спортивным руководителем Chevrolet Эриком Наем.

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

Эрик, прошло уже полгода с момента нашей последней встречи. Что нового в команде?

Сложный вопрос… Вернее, требующий подробного ответа. Состав пилотов прежний, автомобили готовит всё та же компания RML из Англии. Без изменений и численность: в программе Chevrolet WTCC занято 45 сотрудников. А вот над техникой работаем постоянно: внесены серьёзные изменения в двигатель и подвеску, в частности, доработке подверглись стабилизаторы поперечной устойчивости. Пробовали поработать и с тормозными механизмами, но прежний вариант оказался лучше. То же самое касается аэродинамики: смоделировав изменения на компьютере, а затем продув модель в аэродинамической трубе, вернулись к аэродинамическому пакету прошлого года. Иногда, действительно, лучшее — враг хорошего.

Изменились ли сама соревнования WTCC и всё ли так же остаётся актуальной модель Lacetti трёхлетней давности?

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

В чемпионате качественные сдвиги отсутствуют, но изменения всё-таки происходят. Появились турбодизельные автомобили, компания Alfa Romeo свернула программу, но Honda активизировалась. По поводу конкурентоспособности: в Брно пилоты дважды поднимались на подиум. Подиум был и во Франции, а в Валенсии мы одержали две победы. В будущем в спортивной программе появится новый автомобиль, однако работа над усовершенствованием модели Lacetti будет продолжаться до последней минуты.

Представляете ли вы планы по расширению программы, как у BMW, с участием нескольких команд? Интересуется ли ваша продукция частными командами?

Я не против расширения программы, но это должно быть в рамках выделенного бюджета. Пока только три машины. Что касается частных интересов, то мы уже продали две машины в Германию, Англию и Данию, и одну — в Швецию. Правда, эти машины приобретены не для выступлений в WTCC, а для участия в национальных чемпионатах. У нас также есть программа по подготовке моторов для клиентов: двигатель можно купить или взять в лизинг. Примерно десять месяцев назад в RML обращались соотечественники, выступающие здесь на Lada. Они интересовались возможностью приобретения мотора, но дальнейшие переговоры не состоялись — вероятно, решили идти по собственному пути.

А в чем ты видишь маркетинговую привлекательность WTCC?

World Touring Car Championship

© Фото: 5 колесо

Важно понимать, что Chevrolet не позиционируется как спортивный автомобиль, а автогонки служат инструментом продвижения бренда. Организаторы предоставляют пакет информационной поддержки, который высокоэффективен. По сути, на каждый вложенный евро приходим три евро возврата.