WRC: Шведский старт сезона
WRC ралли «Швеция». Шведская рулетка
Лоэб меняет положение, Галли входит в тройку лидеров, а Яри-Матти сохраняет лидерство с уверенностью опытного гонщика. Кажется, историю мирового ралли придется переписывать, — думал мэтр спортивной журналистики Мартин Холмс, делая непрерывные пометки в блокноте.

В преддверии второго этапа чемпионата мира по ралли все волновало один вопрос: состоится ли ралли «Швеция». В 58-летней истории гонки уже случались перебои: в 1974 году энергетический кризис помешал проведению, а в 1990-м погода вмешалась в планы организаторов. Нынешняя зима также грозила сорвать второй этап мирового чемпионата. 3 февраля назначили день принятия решения (напомним, что ралли стартовало 7 февраля), но организаторы не ждали милости от природы: как только температура опускалась ниже нуля, на трассу отправлялись поливальные машины. «Кубометр воды весит около тонны, а для создания плёнки в 1-2 мм требуется примерно шесть тонн воды на километр, — подсчитывал Мартин Холмс. — Таким образом, чтобы один раз залить скажем, 150 км спецучастков, нужно около 1000 тонн воды». Ралли состоялось, но назвать его «снежным» можно было с той же натяжкой, что и предшествовавшее ему «Монте-Карло». Смесь из снега, гравия, льда и даже асфальта предложила командам своеобразный ребус, связанный с настройками машин. Нужен был компромисс между мягкими трассами при первом прохождении спецучастков и жесткими при втором.
В ралли «Швеция» побеждали лишь двое из действующих пилотов WRC: норвежец Петтер Солберг в 2005 году и француз Себастьян Лоэб годом ранее, единственный победитель из «не скандинавов». Для Себастьяна и его штурмана Даниэля Элены это был 100-й старт в чемпионатах мира. Это число не рекордное по нынешним стандартам. Достижения этого экипажа и команды Citroen впечатляют, пожалуй, это самый успешный экипаж и самая слаженная команда за всю историю ралли. Но данный юбилей был не самым главным событием для команды «двойного шеврона». Более важной и неприятной была история с двигателем на машине Даниэля Сордо на ралли «Монте-Карло». «К сожалению, мы не обладали всей полнотой информации о состоянии мотора, когда принимали решение о необходимости финиша в Монте-Карло», — комментировал ситуацию Оливье Кэснель, директор Citroen Sport. Тогда отказ турбонаддува привел к серьезному повреждению двигателя, но так как Сордо значился финишировавшим в Монте-Карло, то замена мотора на его машине повлекла 5-минутную пенализацию в Швеции. Может быть, команде стоило отозвать Citroen Сордо в последний день ралли «Монте-Карло»? Одно очко в зачете изготовителей, добытое в Монако, оставило Даниеля без шансов на успешное выступление на шведском ралли. Был заменен мотор и на Suzuki Тони Гардемайстера, но так как Тони на предыдущем этапе не финишировал, то и пенализацию не получил.

WRC ралли «Швеция». Финские болельщики
© Фото: 5 колесо
В ралли «Швеция» приняли участие пять из шести зарегистрированных команд. Только Munchi’s пока не стартовала в этом сезоне. Джанлуиджи Галли выступал за Stobart в компании Хеннинга Солберга, который ехал на машине Дюваля с ралли «Монте-Карло». Мэтью Уилсон, не заявленный для набора очков, выступал на автомобиле Солберга. Команде Stobart пришлось перекрашивать две машины.
Фейерверк под «Полет валькирий» Вагнера, заполненные трибуны ипподрома в Карлштадте — так началось ралли «Швеция-2008». В этом сезоне страна обрела своего героя! После успешного выступления на ралли «Монте-Карло» число болельщиков, фотосессий, транспарантов и флагов с портретами Пер-Гуннара Андерссона побило все рекорды. У Петтера Солберга было немало поклонников, который победил на первом «суперспециальном» участке: впервые с ралли «Финляндия-2007» гонщик Subaru возглавил гонку. Но это было лишь начало.
Микко Хирвонену предстояло стартовать вторым и вместе с Лоэбом расчищать трассу для остальных. «Это будет непростое ралли для шин Pirelli и очень коварное для гонщиков, — предполагал Микко. — Есть ли у меня тактические соображения? Нет! Я буду ехать всю гонку на максимально возможной скорости. А скорости здесь будут очень высокими». И он не ошибся: средняя скорость победителя первого лесного спецучастка составила 125 км/ч, а второй был выигран со скоростью 126,16 км/ч. И автором этих результатов стал Яри-Матти Латвала, стартовавший с удобной 10-й позиции. Дождь, слякоть, грязь… Никого не удивил тот факт, что машина, стартовавшая первой, вскоре вылетела с дороги. Удивительным было то, что это экипаж самого Себастьяна Лоэба. «На четвертом спецучастке при выходе из левого поворота я зацепил колесом снежный бруствер. И охнуть не успел, как автомобиль перевернулся», — рассказывал Себастьян. При этом была повреждена система охлаждения машины. Экипаж смог самостоятельно устранить неисправность, на пять минут опоздал в зону сервиса, а на перегоне к следующему спецучастку прекратил гонку.
Первый неудачливый опыт шведских дорог получил Крис Аткинсон, врезавшийся на СУ-3 в кювет. Это стало предупреждением для остальных участников. «Я испытал небольшую тревогу, увидев Subaru Криса в канаве», — поделился Петтер Солберг. «После того, как мы увидели Аткинсона, решили ехать несколько безопаснее», — сказал Джиджи Галли. Латвала отметил, что место, где «убрался» Крис, «достаточно неприятное». Аткинсон провел в сугробе четверть часа, ожидая помощи, но понимание случившегося так и не пришло: «Я не понимаю, что произошло. Было ощущение, будто машина сама решила, куда ей ехать». На том же спецучастке, где выбыл из гонки Лоэб, остановился Пер-Гуннар Андерссон: на Suzuki SX4 WRC отказал мотор.

WRC ралли «Швеция». Себастьян Лоэб
© Фото: 5 колесо
После первого дня ралли первые четыре места в протоколе принадлежали экипажам на Ford: Латвала, Хирвонен, Хеннинг Солберг, Галли. Лидер гонки в разговоре с журналистами показал себя мудрым человеком: «Трасса опасная, и сегодня у меня было несколько неприятных моментов. Но если я сохрану лидерство, то завтра мне придется первым открывать трассу и терять на этом время. Поэтому сегодня нужно создать максимальный отрыв».
Воздух оставался теплым, снег продолжал таять. Организаторы сообщили о готовности запасного варианта на случай непригодности спецучастков для повторного прохождения. Лоэб вернулся в гонку без энтузиазма: «Я бы предпочел отправиться домой, но команда решила продолжать ралли. Что ж, посвятим день различным настройкам машины». В итоге показал лучшее время на спецучастке. Хеннинг Солберг вынужден был пять километров проехать на пробитом колесе: «Я даже не заметил камня, на который попал. Но все равно собираюсь сохранить третью позицию — четвертое место меня не устраивает». Его ближайший соперник за подиум, Джиджи Галли, был более сдержан в высказываниях: «Было бы неплохо финишировать на третьем месте, но это уж как повезет…». Большинство участников этого ралли придерживались принципа максимальной концентрации и осторожности. Микко Хирвонен отметил, что старается избегать риска, едет своей скоростью и не ориентируется на времена Яри-Матти. Шанс Латвалы стать самым молодым победителем этапа чемпионата мира становился все более реальным. Казалось, сами небеса помогают 22-летнему пилоту: даже когда на его Ford треснул колесный диск, шина не спустила. «Я чувствую себя вполне уверенным и стараюсь быть спокойным — говорил Яри-Матти. — Все отлично, и я не собираюсь менять ни свой темп, ни машину». Ситуация складывалась именно так. Едва Себастьян заметил возможность заработать очки в Зачете изготовителей, как на его Citroen сломался мотор. «Это были тесты в боевых условиях — мы проверяли мощность нашего нового двигателя — пояснял Себастьян — Когда температура начала расти и достигла 130 градусов, мы поняли, что нам пора прекращать ралли». Команда подозревает, что причина перегрева в трещине в блоке цилиндров — результат аварии Себастьяна в первый день ралли.

WRC ралли «Швеция». Яри-Матти Латвала
© Фото: 5 колесо
На одном участке трассы сошли с дороги Хеннинг Солберг и Тони Гардемайстер. Хеннинг не смог продолжить участие в соревнованиях, а Томи провел больше времени в снежном заносе, чем планировал. «Мы были рады видеть зрителей, спешивших к нам на помощь. Однако быстро поняли, что шведские болельщики вместо того чтобы вернуть машину на дорогу, толкают ее дальше в канаву. Глупцы!» — негодовал финн. Вылет Солберга облегчил положение Джиджи Галли: «Плохо, что Хеннинг сошел с трассы. Но если честно, я бы вряд ли смог его догнать, останься он в гонке».
Развитие событий ралли «Швеция» добавило интриги. Назовет ли эта гонка нового самого молодого обладателя очков чемпионата мира? 18-летним норвежцем, выступающим на Ford Focus WRC, был Андреас Миккельсен. После первого дня гонки он занимал девятое место, отставая от Тони Гардемайстера, находившегося в зоне очков, на 44 секунды. Затем ошибки Мэдса Остберга, впервые выступающего на Subaru WRC в спецификации 2006 года, Тони Гардемайстера и Хеннинга Солберга позволили Андреасу завершить день на шестом месте. При этом норвежец уступал Мэтью Уилсону, расположившемуся выше, всего на 10,5 секунды. «Хеннинг и Гардемайстер стоят на спецучастке. Мы постараемся сохранить наше положение», — радовался Миккельсен. Но наверняка надеялся на дальнейшее продвижение по турнирной таблице. Важность предстоящей схватки понимал и Уилсон: «Я получил свою позицию из-за ошибок других, но я счастлив. Теперь важно сохранить концентрацию — здесь очень легко ошибиться».
Перед заключительным днем Яри-Матти Латвала опережал Микко Хирвонена на 49,8 секунды, Джиджи Галли — на минуту и 35,9 секунды, а Петтера Солберга — на две минуты и 40,9 секунды. Каждая из вышеперечисленных позиций каждый из участников стремился сохранить. Хеннинг Солберг ничего не терял и решил получать удовольствие от управления автомобилем. Команда накануне отремонтировала Ford норвежца, и Хеннинг был в восторге: «Автомобиль потрясающий! Такое ощущение, словно я лечу! Нет, я не собираюсь сбрасывать темп!». Сказано — сделано. Хеннинг Солберг победил на всех пяти спецучастках последнего дня ралли «Швеция». А на финише подвел итог: «Вот так я должен был ехать все ралли…».
Темп лидеров снизился, но в ралли сохранялось напряжение. Уилсон заявил: «Главное сегодня — борьба с Миккельсеном…». Миккельсен сказал: «Главное — не “убраться”. Пятое место хорошо, но рисковать излишне». Сордо отметил: «Важно удержаться на дороге и принести для Citroen очки в зачет изготовителей». В конце концов всё решилось само собой — на предпоследнем спецучастке у Уилсона отказал дроссель. Поломка задержала экипаж на 20 минут, команда решила отозвать машину перед финишем. Миккельсен принял ситуацию достойно: «Я был бы больше удовлетворен открытым сражением…».
Главным результатом этого захватывающего ралли стала победа 22-летнего Яри-Матти Латвалы, лидировавшего с начала и до конца. Его победа установила новый рекорд «молодости» победителя этапа чемпионата мира, превзойдя предыдущий результат Генри Тойвонена, установленный 27 лет назад.
Латвала о ралли

WRC ралли «Швеция». Suzuki SX4 WRC
© Фото: 5 колесо
Не ожидал такого поворота событий именно в Швеции! Это потрясающе, событие невообразимое. В Финляндии участвовал во множестве зимних ралли, но шведские зимние гонки особенные. Финские дороги — извилистые с волнообразной поверхностью, а шведские трассы узкие.
Более скоростные машины. В прошлом году на шведском ралли была необычайно холодная погода с температурой минус 20 градусов, из-за отказа двигателя пришлось сняться с гонки в этот день. Неприятно оказаться на таком морозе со сломанным двигателем и пытаться развести костер для тепла.
Ралли «Швеция» прекрасно, когда работает мотор и печка! Воспоминания о ралли «Монте-Карло» показывают несколько допущенных ошибок — два раза машина налетели на камни на обочине трассы, что привело к потерям. В четверг вечером разбили колесный диск и пришлось останавливаться для замены. В субботу возникли еще большие проблемы: из-за неисправности в гидравлической системе потеряли много времени, пытаясь наверстать, ехал неосторожно, что привело к наезду на бетонный блок. На этот раз серьезно повредили подвеску и были вынуждены сойти.
PCWRC
В Швеции стартовало 19 из 28 зарегистрированных в серии экипажей. Новые Subaru Impreza впервые появились на ралли чемпионата мира, на которых выступили четыре команды и три частника. Впервые в группе N выступал гонщик на машине Super 2000 — швед Патрик Санделл, который быстро вышел вперед и восторгался Peugeot 207 S2000: «Машина просто великолепна! Можно ехать боком буквально куда хочешь!». Это продолжалось до СУ14, где Санделл попал в сугроб. Тем не менее, Патрик финишировал третьим в PCWRC и одиннадцатым в абсолютном зачете (лучший шведский экипаж на этом ралли). Победу одержал финн Юхо Ханнинен, а второе место занял его соотечественник Яари Кетомяя.
После пяти этапов лидирует Ханнинен с 10 очками, за ним следует Кетомяя (8 очков), Санделл (6 очков) и Прокоп (5 очков).
О шинах

WRC ралли «Швеция». Джанлуиджи Галли
© Фото: 5 колесо
Федерация автоспорта приняла решение: ралли «Швеция» пройдет на шинах 16-дюймового размера, а в 2009 году на снежном ралли в Норвегии будут использоваться шины размером 15 дюймов. Для компании Pirelli, единственного поставщика шин, это решение создало дополнительные трудности. Кроме того, было непонятно и с ошиповкой шин. Раньше команды занимались этим самостоятельно, выбирая не только тип шин, но и устанавливая шипы по-разному в зависимости от условий трасс. В этот раз все шины имели одинаковый размер, рисунок протектора, компаунд, расположение и количество шипов. Размер выступающей части шипов составлял 7 мм, что не очень пригодно для гравийных трасс, покрытых грязью от растаявшего снега. Но по словам гонщиков, шины Pirelli работали на удивление эффективно.
Айс? нет, не айс…
Службы разведки Subaru и Citroen, как будто подружились из-за переменчивой шведской погоды. Проехав по рыхлому снежно-гравийному покрытию и обменявшись впечатлениями, вынесли вердикт: «Нет, это не айс».
Наши
Приятно видеть российские флаги в шведском лесу — знак поддержки пусть и небольшой раллийной делегации. Экипаж Евгения Вертунова и Георгия Трошкина начал шведское ралли полной программой выступления в категории PCWRC. Не стоит сравнивать результат первой гонки с состоянием блина, но у действующих чемпионов России было немало проблем. Новое Subaru пока не даёт общего языка — по словам Евгения, на старой версии машины он ехал бы быстрее. Пробитое во второй день ралли колесо и опрокидывание автомобиля в третий день — вот пассив выступления этого экипажа на ралли «Швеция». Выступать в заключительный день по системе SupeRally большого смысла не было, тем более, что пришлось спешно готовить автомобиль для участия во втором этапе чемпионата России.
Выступление экипажа Евгений Аксаков — Александр Корнилов было не лишено сложностей. Превышение скорости на трассе привело к знакомству с полицией, которая тщательно составила протокол. Это вызвало опоздание экипажа на пункт контроля времени, но это лишь начало неприятностей. Далее последовала атака сугроба, а затем неисправность коробки передач. Несмотря на все трудности, Евгению и Александру удалось испытать радость при въезде на подиум, завершив гонку на 29 месте в абсолютном зачете и на 15 в группе N4.
Ирек Даутов с Мариной Даниловой завершили шведское ралли на Citroen C2 в группе А6.
Для Ирека участие стало призом от российского представительства Citroen для победителя Кубка марки. Он признался, что на некоторых участках трассы допускается много ошибок. Ирек поставил цель дойти до финиша без использования SupeRally, но дважды пришлось воспользоваться системой возвращения в гонку: сначала после переворота автомобиля и запрета технической комиссии продолжать движение с разбитым лобовым стеклом, затем из-за поломки привода. В последний день экипаж вновь вернулся в число участников. Финишировав, Даутов и Данилова получили достойную награду за упорство, а цена полученного опыта неоценима.

WRC ралли «Швеция». Яри-Матти Латвала
© Фото: 5 колесо
Положение в чемпионате после 2-х этапов
Зачет изготовителей BP Ford Abu Dhabi WRT набрал 26 очков, Subaru WRT и Stobart VK M-Sport Ford RT — по 16, Citroen Total WRT — 15, Suzuki WRT — 5.
Зачет пилотов: Хирвонен набрал 16 очков, Лоэб и Латвала — по 10, Галли и П.Солберг — по 9, Аткинсон — 6, Дюваль — 5, Миккельсен — 4, Сордо — 3, Кок и Гардемайстер — по 2 очка.
Результаты 57-го Uddenholm Swedish Rall
Яри-Матти Латвала, Миикка Анттила
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 2 ч. 46 мин. 41,2 с.
Микко Хирвонен, Яармо Лехтинен
(Финляндия, Ford Focus RS WRC) 2 ч. 47 мин. 39,5 с.
Джанлуиджи Галли, Джованни Берначчини
(Италия, Ford Focus RS WRC) 2 ч. 49 мин. 04,4 с.
Петтер Солберг, Филлип Миллс
(Норвегия, Великобритания, Subaru Impreza WRC) 2 ч. 49 мин. 40,6 с.
Андреас Миккельсен, Ола Флоен
(Норвегия, Ford Focus WRC) 2 ч. 52 мин. 27,2 с.
Даниель Сордо, Марк Марти
(Испания, Citroen C4 WRC) 2 ч. 53 мин. 54,3 с.
Тони Гардемайстер, Томи Туоминен
(Финляндия, Suzuki SX4 WRC) 2 ч. 57 мин. 16,5 с.
Юха Ханнинен, Микко Марккула
(Финляндия, Mitsubishi Lancer Evo IX) 2 ч. 59 мин. 08,7 с.
WRC ралли «Швеция». Яри-Матти Латвала
© Фото: 5 колесо