WRC. Шведская рулетка
WRC. Шведская рулетка
Был я настроен на ралли Швеция после впечатляющего предыдущего этапа WRC — ралли Монте-Карло. Второе место экипажа Себастьяна Ожье и Жюльена Инграссии, выступавшего на новом Volkswagen Polo R WRC, было неожиданным. Особенно если учесть, что руководство Volkswagen Motorsport говорило о планах, ориентированных на результат в первой пятерке. Конечно, нужно учитывать специфику ралли Монте-Карло с его погодными и природными условиями, выбивающимися из ряда этапов WRC. Но, получилось же у Volkswagen «победить» на этом ледово-снежно-асфальтовом миксе! Тем более блистал на ралли Монте-Карло девятикратный чемпион мира Себастьян Леб, опередивший своего тезки Ожье более чем на полторы минуты. Справедливости ради нужно отметить, что от третьего призера ралли, ставленника Abu Dhabi Citroen Total WRT Дани Сордо, Ожье «уехал» больше чем на две минуты, а от Микко Хирвонена из Citroen Total Abu Dhabi WRT и вовсе на три с лишним минуты. Но ведь бог с ним, с ралли Монте-Карло — чемпионат мира по ралли переместился на единственный в календаре по-настоящему зимний этап.

Раллийная гонка в Швеции. Фотография: Станислав Шустицкий.
Отсчет результатов ралли Швеции начался с тестового участка, где лучшее время показал Себастьян Ожье. Его знаменитый тезка был лишь восьмым. Журналистам лаконично пояснили, что так уж получилось, и… уже вечером победил на парной гонке, первом спецучастке ралли Швеции. Стоит отметить, что отношения со шведским ралли у Себастьяна–старшего складываются неплохо — в 2004 году он стал единственным из «не скандинавов», кто отпраздновал победу в этой гонке. А учитывая тот факт, что в этом сезоне Леб стартует по сокращенной программе и за чемпионский титул не борется, можно было предположить, что на его стороне и психологическое преимущество перед Ожье. Но его оппонент, как показала гонка, так не считал. Экипаж Ожье одержал победы на втором и третьем спецучастках, проиграл 0,1 секунды Мадсу Остбергу (Qatar M-Sport World Rally Team) на четвертом, а на пятом уступил лидерство Понтусу Тидеманду. Дальнейшее продолжение ралли для норвежца было под угрозой. К счастью, неисправность удалось победить, правда, ценой потери времени. Не избежал прогулки в сугроб и Дани Сордо. А вот экипаж Евгения Новикова и Илки Майнор, выступающий в этом сезоне под знаменами Qatar M-Sport World Rally Team, был хорош — первый день ралли он завершил на пятой позиции, уступая чуть больше 18 секунд Мадсу Остбергу. Но буквально по пятам российско-австрийский экипаж преследовал местный пилот Понтус Тидеманд, и перед вторым днем гонки разрыв составлял всего одиннадцать секунд.
Версия текста:
Надежды Яркко Никары на успех исчезли после полета на снегоуборочном тракторе «СУ-3».
Второй день ралли показал безжалостность «шведской рулетки». Из-за поломки двигателя Ford Fiesta RS WRS швед Понтус Тидеманд сошел с дистанции. Себастьяны продолжали сражаться: Ожье выиграл СУ9 у Леба на две секунды, Латвала победил на СУ10, а Леб опередил Ожье на почти четыре секунды в следующем этапе. На СУ11 Леб оказался быстрее Ожье на 2,7 секунды.
На 13-м спецучастке, Sagen протяженностью 14 километров, Ожье и Леб показали одинаковый результат с точностью до десятых долей секунды. Это была битва без тактики, с открытым забралом. Но при этом оба пилота сохраняли холодную голову. Продолжался поединок Яри-Матти Латвалы с Мадсом Остбергом, и к концу дня Остберг вышел вперед.
Перед решающим днем ралли разрыв между Ожье и Лебом составлял 29,9 секунды, а между Остбергом и Латвала — 6,1 секунды. Евгений Новиков находился в комфортной зоне на пятой позиции: он отставал от Латвалы на 40 секунд, а у Тьерри Невилля из Qatar World Rally Team, который занял шестое место, была преимущество более двух с половиной минут. Новиков говорил о продолжении атаки, но его цель — подготовка к ралли Швеции следующего года.
В этот день Латвала и Ожье отвечали на вопросы журналистов, шутили, но напряжение в воздухе было почти материальным. Два французских пилота впервые столкнулись в реальном противостоянии, без вмешательства команд из боксов.
Латвала Яри-Матти: «Хотел бы в Швеции завоевать одну из призовых позиций. Возможность была на VW Polo R WRC, но всё ещё нужно привыкать к этому автомобилю».
Без сомнений, на последних этапах ралли Швеции Леб атаковал, а Ожье стремился сохранить контроль. Несмотря на то что чемпионский титул не был на кону, ставки были высоки. Леб медленно, но уверенно сокращал отставание. На 20-м этапе Ожье опережал его на 3,9 секунды, но затем чемпион мира допустил ошибку и потерял почти одиннадцать секунд. Этот момент, вероятно, стал решающим в борьбе за победу в ралли Швеции. Возможности для приобретения или потери еще оставались. Так продемонстрировал Евгений Новиков, автомобиль которого перевернулся на предпоследнем этапе. Ему удалось продолжить гонку и финишировать в первой десятке, но только на девятой позиции. Вплоть до финишной прямой продолжалась дуэль Мадса Остберга и Яри-Матти Латвалы — перед последним этапом их разделяло 8,6 секунды. Яри-Матти блестяще провел заключительную атаку, финишировав в секунду от победившего на этапе Себастьяна Ожье. Но Остбергу удалось отыграть всего 2,2 секунды.
Ралли Швеции. Фотография — Станислав Шустицкий.
В описании этапа WRC лучше не увлекаться «голами, очками и секундами», но в случае с ралли Швеции–2013 статистика полностью отражала напряжение, с которым все следили за ходом соревнований. В тот момент, когда было предложено делать ставки, такой результат был непредсказуем. Экипаж Volkswagen Motorsport с новой машиной уже на втором этапе сезона WRC празднует победу. Себастьян Ожье в очной схватке побеждает Себастьяна Леба (Леб признавался, что ехал на пределе) и становится вторым «не скандинавом», выигравшим ралли Швеции. Также в Швеции праздновала победу еще одна звезда мирового ралли: Петтер Солберг со своей женой Перниллой стали победителями Rally Sweden Historic!
Ралли Швеции. Фотография работы Станислава Шустицкого.
Себастьян Ожье. До завершения ралли осталось шесть спецучастков.
Перед стартом сезона в Швеции Йост Капито рассказал, что не рассчитывал на такой успех на ралли Монте-Карло. Команда определила задачи для пилотов перед нынешним сезоном?
Второе место на ралли Монте-Карло стало неожиданным результатом, превзошедшим наши ожидания. Для меня главной целью является стабильность выступлений и дальнейшее развитие. В прошлом году мы выиграли два ралли и часто лидировали, но это не принесло значительных результатов. Команда намерена обеспечить минимум регулярные финиши в первой пятерке.
Вас привлекает ралли Швеции? Уверенны ли вы в своих силах на снежной дороге?
От этого ралли получаю огромнейшее удовольствие! Polo ведёт себя превосходно!
Накануне будет определено все. Чувствуете ли давление от бывшего партнера по команде, Себастьяна Леба?
Давление есть, значительное. Сегодня оба ехали очень быстро, и сложно сказать, было ли у меня явное преимущество в скорости. Мы оба провели день на пределе возможностей — это видно по близким результатам на спецучастках.
Мы поговорили с Яри-Матти Латвалой в последний день гонки.
Было бы интересно узнать Ваше мнение о автомобиле…
Фольксваген Пало — очень устойчивый автомобиль. Форд давал, можно сказать, излишнюю свободу управления, что позволяло лучше ощущать движение, понимать устойчивость автомобиля на дороге, чувствовать сцепление с трассой. Зато Пало позволяет выполнять все маневры более точно.
Всё же Форд больше соответствовал Вашей манере вождения.
Я пытаюсь изменить свой стиль вождения. Сейчас скорость не приоритетна, важно понять управление автомобилем.
Вначале Вашей карьеры пилота заводской команды я катался с Вами на раллийном автомобиле. Тогда Вы говорили, что поедем «в полсилы», потому что не имели права на ошибку. А теперь у Вас есть такое право?
Всё определяет конкретная обстановка. Иногда приходится брать на себя больше риска, чем хотелось бы, но каждый риск должен быть обоснованным. На ралли Монте-Карло произошла авария, и мне необходимо время, чтобы восстановить уверенность. Сейчас у меня вряд ли есть место для ошибок.
В данный момент Вы находитесь в непосредственной близости от Остберга. Устраивает ли это Вас?
Хочется быть выше после прошлогодней победы в Швеции, но сейчас борьба идёт с Остбергом за третье место. Завтра попробуем настройки автомобиля Себастьяна Ожье, помогающие ему добиваться высоких результатов. Посмотрим, поможет ли это в борьбе за третье место.
Глава отдела моторспорта Volkswagen Йост Капито дал интервью перед стартом ралли Швеции.
Удивительно ли было результатом выступления на ралли Монте-Карло? ?
Нет! Первый этап сезона, новая команда, новый болид… Было как игра, исход которой предсказуем лишь с трудом! Веру в потенциал пилотов имели, но общий итог выступления коллектива предсказать не могли. В то же время возможности свои не переоцениваем, ведь неизвестно, как поведет себя машина далее.
Автомобиль готов к эксплуатации?
Сделать какие-либо выводы преждевременно. Ралли Монте-Карло отличается спецификой и непредсказуемостью. В Швеции условия более ясны, но это всё равно единственный зимний этап чемпионата мира. Оценивать возможности машины более точно можно будет после этапа на гравии, например, после ралли Португалии. Именно там станет понятно качество автомобиля.
Конечно, выполняете ли вы аналогичные задачи, что и в компании Ford Motor Company?
В сфере ралли уникальность VW Motorsport состоит в том, что вся работа ведется в рамках компании.
В разговоре с Луисом Мойей я пошутил, спросив, не предлагали ли ему и Карлосу выступать в составе команды. Луис почти серьёзно ответил, что у команды только три машины. Может быть, постройте четвертый автомобиль?
Нам необходимы молодые пилоты. Карлос и Луис довольны своей работой и много делают для команды. Сейчас важно иметь консультантов, которые смогут поделиться опытом с новыми пилотами. Думаю, в данный момент им не хочется соперничать с молодёжью.
Себастьян Ожье. Фотография — Станислав Шустицкий.
Руководитель подразделения спортивных гонок Volkswagen, Йост Капито.
Карлос Сайнс и Луис Мойя. Фотография: Станислав Шустицкий.
Фанаты ралли Швеции заслуживают отдельного внимания.
Сфотографировал раллийные соревнования в Швеции.
Евгений Новиков мастерски прошел гонку. Только ошибка в последний день…
Юрий Протасов из Украины занял четвёртое место в зачёте WRC2.
Дружба Малкольма Уилсона и Микко Хирвонена сохранилась.
Фотографий с ралли Швеции от Станислава Шустицкого.