Первое бездорожье на новой Lada Niva Travel: мои впечатления

Вместе с правами на название и 50-процентной долей в совместном предприятии с General Motors, где модель выпускалась с 2002 года, обновленная «Нива» перешла к АВТОВАЗу в качестве дополнительного актива. Чтобы разобраться в новшествах, я поехал в Тольятти, место рождения автомобиля.

К моменту закрытия сделки после приобретения СП GM-AVTOVAZ в декабре 2019 года автомобиль был практически готов к производству – требовалось лишь провести сертификацию и направить его на конвейер. В команде Стива Маттина, который на тот момент еще работал в тольяттинском автогиганте, не осталось времени для адаптации модели под фирменный стандарт АВТОВАЗа. Все, чего коснулась экс шеф-дизайнера Lada – это декоративная перекладина на решетке радиатора «Шнивы», которая заменила крест Chevrolet и получила название «ладья». Любое сходство обновленного передка с дизайном «икс-фейс» — лишь оптическая иллюзия. Гораздо больше сходства здесь с Toyota RAV4: несмотря на отсутствие прямого плагиата, узнаваемая форма решетки радиатора, включающая трапециевидную структуру и перемычку для размещения эмблемы, а также дизайн фар, указывают на то, что это сходство не является случайным.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Несмотря на различные конспирологические теории, касающиеся происхождения дизайна этой модели, их значимость невелика. Главное – результат, который, несомненно, доставляет удовольствие. Lada Niva Travel не только приобрела более современный внешний вид, но и получила две удобные открытые буксировочные проушины, интегрированные в передний бампер – это действительно необходимо для настоящего внедорожника. Однако, углубления под них стоило сделать более просторными, чтобы было легче подцеплять крюк и не царапать пластиковые накладки, окрашенные в «серебряный» цвет. Кроме того, новым фарам не помешали бы светодиодные ходовые огни, особенно учитывая, что задние фонари теперь полностью светодиодные даже в базовой комплектации. Сзади, помимо новых фонарей, интегрированных в существующие посадочные места, установлен новый бампер, также с двумя открытыми проушинами, а над номерным знаком в топовых комплектациях появилась камера заднего вида с омывателем (!), который работает совместно с омывателем заднего стекла. Также была изменена форма передних крыльев и боковых пластиковых накладок, «квадратирующих» колесные арки: в профиль внедорожник теперь выглядит совершенно иначе.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Под капотом же все осталось без изменений, и этому есть понятное объяснение. Заменить доставшийся в наследство от классической «Нивы» 4-цилиндровый двигатель на более современный на словах – дело простое. Однако, установка более мощного «сердца» потребовала бы усиления тормозной системы, доработки сцепления, трансмиссии, рулевого управления и других узлов. Таким образом, адаптация нового силового агрегата под существующее шасси оказалась бы слишком затратным и длительным процессом, который не только задерживал бы выход обновленного внедорожника, но и повысил бы его цену. В конечном итоге автомобиль утратил бы одно из своих ключевых достоинств – доступную стоимость. Не секрет, что найти новый внедорожник с аналогичными характеристиками и по такой же цене, как у Lada Niva Travel, практически нереально. Не считая Lada Niva Legend, , в России ближайший конкурент вазовской новинки по проходимости и цене – UAZ Patriot. даже в самой полной комплектации обновлённая «Нива» обходится дешевле самой бюджетной версии «Патрика», не говоря уже о «Дастер» и тем более о «Джимник».

Изображение: img.freepik.com

При той же причине не был обновлен и салон внедорожника. Несмотря на то, что установка новой передней панели представлялась более простой и экономичной задачей, чем замена двигателя, дальнейшие изменения ограничились заменой эмблемы на руле и подложки приборной панели на «фирменную» для АВТОВАЗ, что было выполнено до выпуска обновленной версии. Однако, в целом, старому «шнивовскому» торпедо не за что особо критиковать, кроме устаревшего дизайна и нелогичного расположения кнопок. Да, мотор отопителя значительно шумит при работе на второй скорости, медиасистема по скорости отклика, графике и разрешению экрана напоминает первые портативные компьютеры прошлых лет, а рулевая колонка регулируется лишь по высоте. Зато теперь модель может предложить более комфортные передние сиденья с подогревом (водительское – с регулировкой высоты и поясничной поддержкой), подогревом лобового стекла, 2-амперным разъемом для быстрой зарядки смартфона и подлокотником на водительском сиденье, который одним движением руки трансформируется в подстаканники для задних пассажиров. И немало радует, что верхняя часть торпедо выполнена из мягкого пластика. Умели же раньше делать!

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

На Lada Niva Travel в комплектации Off-road, которая включает шноркель, внедорожные шины Cordiant и защитные накладки из некрашеного пластика, установлен практичный и стильный черный потолок – он оказывает наибольшее влияние на внешний вид салона. Именно такую модификацию, окрашенную в новый фирменный цвет «Амазония», сочетающий серый, синий и зеленый оттенки, мы получили для тестирования. Ее стоимость составляет 905 900 рублей, и в данной версии уже присутствуют все перечисленные выше опции, включая две подушки безопасности, задний парктроник, навигатор, складной ключ с управлением центральным замком, сигнализацию, кондиционер и 16-дюймовые легкосплавные диски. По сравнению с Chevrolet Niva версия с максимальным оснащением стала дороже всего на 25 000 рублей – незначительная доплата за все внесенные изменения и расширенный перечень опций. Базовая комплектация Niva Travel, стоимостью 747 900 рублей, также ощутимо не прибавила в цене, увеличившись всего на 9900 рублей по сравнению с предыдущей моделью в прежней кузовной версии.

Изображение: img.freepik.com

Вне зависимости от внешних изменений и улучшений в оснащении и шумоизоляции, запуск двигателя «Нивы» разрушает все иллюзии относительно ее новизны. При маневрировании на парковке возле гостиницы «Лада-Резорт» в Тольятти машина по-прежнему громко издавала звуки редукционного клапана ГУРа, а при выезде на дорогу неохотно набирала скорость и с трудом справлялась «раздаткой». Обгоны 80-сильной «Ниве» требуют значительных усилий и нежелательны без достаточного пространства перед автомобилем. Однако, при разгоне на трассе становится очевидным, что установка более мощного двигателя была бы нецелесообразной. Отсутствие обратной связи с колесами делает управление автомобилем с мощным мотором небезопасным. Зато подвеска продемонстрировала устойчивость к некачественному дорожному покрытию, а на бездорожье автомобиль полностью раскрыл свой потенциал.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Уже после одного проезда по подготовленной бездорожной трассе стало ясно, для кого и с какой целью приобретаются такие автомобили. Благодаря небольшим свесам, компактной колесной базе, дорожному просвету в 22 см и хорошей артикуляции подвески, «Нива» демонстрирует впечатляющую геометрическую проходимость – одну из наилучших среди серийных внедорожников, доступных на российском рынке. В отличие от классической Lada Niva Legend, понижающий ряд и блокировка дифференциала активируются не двумя, а одним рычагом с большим люфтом, и этот процесс не всегда происходит с первого раза. Для обеспечения сцепления шестерен и включения «блока» требуется небольшое движение вперед. Выключение происходит аналогичным образом. Если автомобиль уже застрял, выполнить эту операцию будет сложнее, поэтому рекомендуется блокировать дифференциал заранее. Еще одним недостатком является отсутствие межколесных блокировок или их имитации. Если колеса передней оси упрутся в препятствие, а одно из задних колес начнет буксовать, автомобиль «Нива» потеряет подвижность. Однако, опытные мастера давно разработали способ установки самодельных блокировок в задний мост, что обходится относительно недорого – и это еще одно преимущество вазовской модели.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Технические параметры Lada Niva Travel

Габариты 4056x1800x1690 мм
База 2450 мм
Снаряженная масса 1485 кг
Полная масса 1860 кг
Клиренс 220 мм
Объем багажника 320/650 л
Объем топливного бака 58 л
Двигатель бензиновый, 4-цилиндровый, 1690 см3, 80/5000 л. с./мин-1, 127/4000 Нм/мин-1
Трансмиссия механическая, 5‑ступенчатая, привод полный
Размер шин 205/70R15
Динамика 140 км/ч; 19,0 с до 100 км/ч
Расход топлива (город/трасса/смешан.) 13,4/8,5/10,2 л на 100 км
Конкуренты Lada Niva Legend, UAZ Patriot, Renault Duster 4×4

Изображение: img.freepik.com
  • Высокая проходимость, современный внешний вид, достойное оснащение с учетом стоимости, простота ремонта и наличие запасных частей.

Изображение: img.freepik.com
  • Изношенный салон, сопровождаемый посторонними звуками, двигатель с недостаточной мощностью и повышенным расходом топлива, невысокая маневренность, трудности при активации блокировки дифференциала.

Вождение

Снижение качества дорожного покрытия положительно сказывается на ходовых качествах «Нивы». На ровном асфальте ощущается медленное ускорение, «легкое» рулевое управление и шум, исходящий от трансмиссии.

6

Салон

Несмотря на то, что после обновления он стал немного лучше благодаря черной отделке потолка и новым функциям, модель все еще кажется устаревшей.

6

Комфорт

Подвеска отличается высоким энергопотреблением, что положительно сказывается на обзоре с места водителя. Однако, проблема — это уровень шумов.

6

Безопасность

В списке лидеров представлено две модели, а в базовой комплектации – одна. Однако, система ESP отсутствует, и силовая структура кузова устарела и не соответствует современным требованиям безопасности.

6

Средний балл


6