Высокие технологии в «Формуле-1»: запрограммированное превосходство

Технологии в «Формуле-1».
Я уже предвижу возражения, что в «Формуле-1» победы добываются благодаря бюджету. Да, деньги играют важную роль, но они не всегда способны решить проблемы команд по ходу сезона. При этом чем меньше у команды денег, тем больше внимание должно уделяться передовым информационным технологиям, позволяющим экономить время (и деньги!) при разработке и совершенствовании автомобиля. «С появлением в «Формуле-1» гибридных силовых установок этот спорт с точки зрения разработок стал значительно дороже, — говорит управляющий директор Lotus F1 Team Томас Майер. — До недавнего времени наши отделы использовали для разработок свои индивидуальные программные инструменты. Но нынешняя «Формула-1» требует постоянного контроля над программой в целом. И нам потребовалось быстро заменить устаревшие системы и автоматизировать ручные процессы. И при этом обеспечить абсолютную прозрачность нашей работы». Томас Майер занял свой пост в гоночной команде в 2012 году, и тогда же Lotus F1 Team начала сотрудничество с компанией Microsoft, главной целью которого стало повышение эффективности работы команды на всем пути от проектирования до выступлений на этапах чемпионата мира. Здесь опять стоит вспомнить о бюджетах. Если годовой бюджет Mercedes AMG Petronas FOT в этом году составлял 300 млн евро, то у Lotus F1 Team был вдвое меньше. А посему от эффективных новых технологий зависело много. И в первую очередь от внедрения системы управления ресурсами предприятия Microsoft Dynamics AX, системы, позволяющей прозрачно отслеживать деятельность команды от планирования бюджета до его расходной части на каждом из этапов. Здесь учтено буквально все — от затрат на проекты болида (только рабочих чертежей в течение года выпускается более 25 000) до расхода запасных частей на трассах Гран-при. И если раньше в Lotus F1 Team применялось 13 разрозненных систем, то сейчас используются всего 6, причем на единой платформе Dynamics AX. Вот один пример: 70 % деталей болида имеют определенный жизненный цикл, и это учитывается системой при планировании расходов. Таким образом, исключается необходимость досрочного приобретения деталей и «затоваривания» склада на базе команды в английском Энстоуне.

Томас Майер считает, что современные информационные технологии необходимы для достижения успеха в «Формуле-1».
Тесты – важная и затратная часть гоночной программы. В «Формуле-1», стремящейся сократить бюджеты, тестовая работа ограничена законом. Команды вынуждены добиваться эффективности виртуального тестирования, включая продувку модели болида в аэродинамической трубе, время работы которой также строго регламентировано. Lotus F1 Team использует для этого аналитический сервис Microsoft Azure Stream Analytics. Временные ограничения заставляют инженеров получать данные от продувки 45 000 деталей всего за 30 минут. Система Azure Stream Analytics получает информацию от датчиков, установленных на модели, анализирует ее и передает специалистам для производства комплектующих. Параллельно проходят испытания внесенных изменений на гоночном симуляторе, результаты сохраняются в базе Microsoft Azure Date Lake. При изменении параметра автомобиля данные с помощью сервиса Azure Machine Learning заносятся в базу, где происходит сравнение эффективности от использования обновлений. Только после виртуального тестирования начинается производство деталей. В этой работе система Microsoft Dynamics AX обеспечивает доступ к информации всем инженерам проекта без разделения на рабочие группы.
Тестирование автомобилей завершается испытаниями на трассе. В ходе этих испытаний данные с 250 датчиков, установленных на автомобиле по 200 защищенным каналам, передаются в базу данных. Такой объем информации обрабатывает гибридная облачная платформа Microsoft Azure, используемая в Lotus F1 Team.
Параллельно сервис Azure Stream Analytics в режиме реального времени анализирует полученные данные и передает их как команде на трассе, так и в базу в Энстоуне.
Важны не только скорость передачи информации, но и безопасность каналов, по которым передаются данные. Инновационные информационные системы, используемые в командах «Формулы-1» в целом, и в Lotus F1 Team в частности, предоставляют обширные возможности для моделирования ситуаций и прогнозов на конкретную гонку.
«Утром перед Гран-при нами уже просчитаны все возможные исходы гонки, на основании чего мы и вырабатываем стратегию», — рассказывает Томас Майер. «Здесь есть лишь одна проблема — мы не можем предусмотреть возможность аварий. Но если аварии не происходит, наш прогноз, как правило, сбывается на 100 %».