Выходим из штопора: что делать, если машину закрутило

Общий принцип вывода из штопора самолета – остановить вращение и увеличить скорость. Общий принцип вывода из «штопора» автомобиля – не препятствовать его вращению, а порой и провоцировать его. Разбираемся в тонкостях вывода автомобиля из уже начавшегося процесса вращения.

О том, как не попасть в ситуацию, когда автомобиль на скользкой дороге выходит из-под контроля, и о том, как взять контроль над этим процессом в свои руки, написано немало статей. Так или иначе, все они описывают одни и те же постулаты, лишь с разной степенью детализации. Кто-то ограничивается короткими и емкими рекомендациями, а кто-то расписывает чуть ли не хронометраж действий с сотыми долями секунды и градусами поворота рулевого колеса. И то и другое чтение, несомненно, полезно и значительно расширяет знания как начинающих, так и уже довольно опытных водителей. Попробуем обогатить ваши знания и мы, однако расскажем сегодня не о том, как не попасть и как купировать развивающийся занос, а о том, что делать, если вальс уже начался.

Выходим из штопора: что делать, если машину «закрутило»

Да, вращение вокруг оси многих водителей приводит в ступор. В «лучшем случае» все, что водители могут этому противопоставить, – рефлекторно нажать до упора на педаль тормоза и ждать удара. И хорошо если этот удар придется о мягкий снежный бруствер или о придорожные кусты. Увы, но в большинстве своем такой вальс заканчивается столкновением со встречным автомобилем. Так как же себя вести, если автомобиль уже закрутило, и все принятые до этого известные вам меры борьбы с заносом не сработали?

Выходим из штопора: что делать, если машину «закрутило»

В первую очередь, не давите на педаль тормоза, потому как автомобиль с заблокированными колесами легко уходит в боковое скольжение, и контролировать его становится практически невозможно.

Даже если вы вдруг откажетесь от стабилизации автомобиля, то из-за особенностей конструкции передней подвески при отпущенной педали тормоза и не вывернутых управляемых колесах автомобиль сам попытается выровнять свое положение, но при этом точно спрогнозировать, продолжит он свое движение далее как обычно или задом наперед, невозможно.

Если автомобиль стабилизируется в правильном направлении, вам останется лишь вытянуть его двигателем и легкой корректировкой направления движения.

Выходим из штопора: что делать, если машину «закрутило»

Если же автомобиль стабилизируется, двигаясь задом наперед, то можно попытаться довернуть его на 180° градусов, выполнив так называемый «полицейский разворот». Выключите сцепление (на машине с АКП переведите селектор управления коробкой в положение «N») и предельно проверните рулевое колесо навстречу вращению. Включите сцепление (на машине с АКП переведите селектор в положение «D»)  и выровняйте колеса до полного разворота на 180°. А дальше действуйте, как в предыдущем пункте.

Если скорость была велика, то автомобиль может выполнить несколько вращений на 360°. Методика выхода из этой ситуации, конечно же, есть, но, поверьте, пресечь эти вращения после первого оборота могут единицы, и то лишь после долгих и упорных тренировок. В связи с этим, дабы не усугубить ситуацию, просто дождитесь, когда автомобиль стабилизируется сам.

Выходим из штопора: что делать, если машину «закрутило»

Естественно, все описанные способы лучше отработать на закрытой площадке, где вы сможете довести свои действия до автоматизма. Если же у вас такой возможности нет, то помните: если вы не знаете, что делать во время вращения, то не делайте ничего, и самое главное – не тормозите! Автомобиль сам стабилизируется и в большинстве случаев останется на своей полосе. Ведь само вращение не столь опасно, как вытекающее из него неуправляемое скольжение. А опрокидывания не стоит бояться даже на автомобилях с высоким центром тяжести, будь то кроссовер или внедорожник. Ведь если нет бокового «упора» в виде ямы или бордюра, то положить на бок на скользком покрытии тяжело даже бетономешалку.

Этим сообщением Toyota об отказе продавать свою команду невольным образом принесла хорошее сообщение для команды Петера Заубера, для которого теперь оказался решённым вопрос об освободившемся месте на стартовой решётке будущего сезона. Если бы Toyota не ушла, то вряд ли бывшая команда BMW могла рассчитывать на участие в Формуле-1, т.к. стала бы уже 14-ым участником королевских гонок, что запрещено правилами. Теперь для Петера Заубера подтверждение FIA об участии его команды в сезоне 2010 года уже считается чистой формальностью.

Теперь Петер Заубер может спокойно решать вопросы о призовых пилотах для своей команды, выбором моториста, по слухам это будет мотор Ferrari и поиском спонсоров.


Источник