Выгодность повышения утильсбора для российских производителей автомобилей

С 1 августа в России увеличится утилизационный сбор для автомобилей. Рассмотрим, кто выиграет от этой меры и как она повлияет на цену новых автомобилей.
Увеличение утильсбора коснется как юрлиц, так и физлиц, в том числе ввозящих автомобили для личного пользования. Сбор с граждан будет дифференцированным, исходя из объема двигателя. Покупателям мощных импортных машин предстоит существенный рост расходов: за ввоз автомобиля с двигателем от 3 до 3,5 л придется заплатить 970 тысяч рублей, свыше 3,5 л – 1,2 млн рублей. Дилеры уже готовятся изменять ценники, заявляя, что иномарки из новых поставок подорожают на миллион.
Покупатель продукции ВАЗа роста утилизационного сбора, скорее всего, не заметит: за произведенные в России автомобили компенсируется сбор в зависимости от уровня локализации. Граница установлена для автомобилей «Лада», поэтому рост утилизационного сбора прямо на цену не повлияет.
Наименование «утилизационный сбор» не совсем понятно. По существу это аналог таможенных пошлин. Россия установила его в 2012 году, когда под давлением ВТО обязана была снижать ввозные пошлины, и сбор компенсировал их практически пропорционально. Его размер определяется типом транспорта (легковой, коммерческий и так далее), объёмом двигателя, а также тем, кто ввозит – физическое лицо или юридическое.
В Минпромторге считают, что увеличенный сбор не повлияет на рост цен, поскольку стоимость будет покрыта программами поддержки отрасли. Ранее компенсация утильсбора предусматривалась для местных производителей (АВТОВАЗа, УАЗа, КАМАЗа) и иностранных сборщиков с инвестиционным контрактом. Сегодня СПИК подписал только завод Haval в Тульской области.
Правительство надеется, что увеличение утильсбора послужит стимулом для создания новых производств вместо ушедших компаний. На практике процесс развития идет медленно: перезапущенные заводы «Москвич» (бывший Renault) и калининградский «Автотор» занимаются пока лишь крупноузловой сборкой китайских автомобилей, что по старым правилам не давало бы им значительных льгот.
Повышение утилизационного сбора – возможно, способ поддержки отечественных автопроизводителей, упрощающий им определение цен. Если российским производителям не удаётся конкурировать с иностранными по цене, приходится использовать подобные неналоговые методы. Лишив зарубежных конкурентов, компании смогут без проблем повысить цены ещё больше, ведь машины всё равно будут покупать. Поэтому появление версий Lada Vesta за два миллиона рублей к концу года – вполне вероятное событие.
Повышение утильсбора на 120 тысяч для автомобилей среднего класса не имеет логического обоснования. В условиях дефицита финансов и роста цен на машины обновление автопарка замедлилось. Ранее Президент поручил правительству разобраться с завышенными ценами на автомобили, но ситуация складывается наоборот. Получается, что действия производителей – это лоббистские устремления. Неслучайно вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин предложил переименовать утильсбор в «налог АВТОВАЗа».
АВТОВАЗ использует аргумент о сохранении рабочих мест в автопроме благодаря защитным мерам. Такой подход всегда помогает предприятию получать преференции от правительства. Недавно г-жа Матвиенко критично высказалась о расходовании вазовских денег. По её словам, за 20 лет государство инвестировало более одного триллиона рублей в завод, но результата не наблюдается. Может ли повториться ситуация и сейчас? Утильсбор повысят, цены тоже, а отечественный автопром останется на уровне индустрии Ирана, где за все годы санкций разработок новых моделей не было.

Что еще почитать:
В России на заводах трудятся по низким окладам из-за дефицита рабочей силы.
Бедность – результат жадности: в России всё меньше людей смогут позволить себе купить новую машину.
Повышение утилизационного сбора негативно скажется на российском рынке автомобилей.