Выбор названия для «Жигулей»: от «Мечты» до «Тольяттинца».
Осенью 1968 года, через полтора года до начала серийного производства автомобиля… ВАЗ-2101Журнал «За рулём» провёл конкурс на наилучшее имя для первого автомобиля Волжского автозавода. Среди предложенных читателями вариантов были «Жигули» и «Лада»; первое закрепилось в истории, второе применяется по сей день.
Конкурс имел короткие сроки: свои предложения необходимо было отправить почтой до конца декабря 1968 года. В 1969 году подвели итоги — читатели направили почти пятьдесят тысяч заказных писем с 1812 вариантами названий.
Заметку о конкурсе опубликовали в «За рулём» №11 за 1968 год
С самого начала отбрасывались уже применяемые в автомобилестроении варианты («Юность», «Волга», «Олимпия»), неудачные названия («Директивец», «Новорожец») и банальные, затертые наименования («Весна», «Луч»).
Читатели предлагали такие названия, как «Катюша», ВИЛ-100 (в честь столетнего юбилея Ленина), «Фиалка», «Авангард», «Сокол», «Руслан», «Атаман», «Искра», «Тольяттинец» и другие.
Участники конкурса предложили много названий, вдохновленных Италией, страной происхождения модели Fiat-124: «Роситал», «Руситала», «Итальяночка», «Гарибальди» и «Чипполино».
Пять наиболее популярных имен были: «Волжанин», «Мечта», «Дружба», «Жигули» и «Лада». Последнее слово оставалось за жюри.
По словам Марка Тилевича, главного редактора журнала «За рулём», жюри сначала хотело исключить географические названия, чтобы не повторять другие отечественные заводы. Так исчезли названия «Волжанин» и «Жигули». «Мечта» и «Дружба» показались слишком изысканными, и осталось название «Лада».
Жигули, или Жигулёвские горы – это возвышенность на правом берегу Волги.
Руководители Министерства автомобильной промышленности и Волжского автозавода выбрали для модели ВАЗ-2101, запущенной в 1970 году, название «Жигули». Для автомобилей, предназначенных для экспорта, позже понадобилось более благозвучное имя — «Лада».