Выбор буксировочного троса: что нужно знать

Тянем-потянем: как выбрать буксировочный трос

Сегодня в магазинах большое разнообразие тросов: стальных, капроновых, сплетенных косичкой, ленточных, даже трос-рулетка. Какой же буксировочный трос подойдет для автомобиля?

ДЛИНА

Изображение: img.freepik.com

ПДД устанавливают четкие требования к тросу: длина должна быть от 4 до 6 метров, с двумя красно-белыми флажками размером 20 на 20 см для обозначения сцепки. При выборе троса нужно обращать внимание именно на эти параметры, поскольку многие производители, особенно китайские, указывают один метраж, а на практике трос оказывается короче. Перед покупкой необходимо его измерить. Трос длиной меньше 4 метров существенно усложнит задачу буксируемому автомобилю из-за высокой вероятности столкновения с буксировщиком из-за короткой дистанции. Однако чересчур длинный трос (больше 6 метров) также создаст неудобства при маневрах и поворотах в стесненных условиях.

МАТЕРИАЛ ТРОСА

Сталь – первое, что приходит на ум при упоминании о крепком тросе. Не стоит думать, что такой трос всегда пригодится. Да, он прочнее капронового, сплетенный из множества проволочек, но это же и делает его неудобным для буксировки. Трос не амортизирует рывки, возникающие при буксировке, создавая дополнительную нагрузку на сцепное устройство и оба транспортных средства. Трос жестче капронового, что снижает удобство использования. Сталь ржавеет, и трос из проволоки также подвержен коррозии. Для долгой службы его нужно защищать от ржавчины, иначе он может лопнуть под нагрузкой. Что приятнее взять в руки: сухую капроновую веревку или промасленный стальной трос? Ответ очевиден.

Какой капроновый трос выбрать: ленточный или сплетенный из множества капроновых веревок? Ленточные тросы обычно популярны среди автомобилистов. Хранить их просто: свернуть в рулон, и всё готово. Часто они яркие, поэтому заметны на дороге даже без флажков. Цена тоже приемлемая, соответствует качеству. Но при выборе обратите внимание на характеристики, кроме длины. Важна разрывная нагрузка, которая должна быть как минимум вдвое больше массы автомобиля. Тогда трос достаточно крепкий и может вытащить машину из трудного положения. Но злоупотреблять этим не стоит, ведь ленточный трос прежде всего для буксировки.

Для буксировки и выдергивания машины из трудного положения применяют капроновые тросы, сплетенные косичкой. Их цена выше, чем у ленточного троса, но это оправдано.
Работа рывкового троса основана на законе сохранения энергии: накопив энергию при растяжении, он в определенный момент преобразует её в энергию сжатия, заставляя связанные предметы стремиться друг к другу. Водитель буксировщика, поймав этот момент, просто жмет на тормоз, и эвакуируемая машина мягко вытягивается из затруднения. Многие ошибочно считают, что рывковый трос не подходит для обычной буксировки, мол, он сильно растягивается. На самом деле такой трос тянется только при экстремальных нагрузках, а в обычных условиях его длина увеличивается не больше, чем у ленточного троса.

Трос-рулетка относится к ленточным тросам и отличается отсутствием провисания при буксировке благодаря механизму, втягивающему трос на барабан при сокращении расстояния между машинами (например, при торможении) и растягивающему его до 4,3 метра при возобновлении буксировки. Следить за провисшим тросом не требуется. Недостаток – сравнительно невысокая нагрузка на разрыв по сравнению с рывковым тросом, что ограничивает его использование с тяжёлыми автомобилями.

КАК КРЕПИТЬ БУКСИРОВОЧНЫЙ ТРОС

Крепление необходимо производить в штатные буксировочные проушины. Ранее рекомендовалось крепить трос по диагонали: к правой проушине буксируемого автомобиля и левой – буксировщика. Это давало буксируемому некоторое смещение, позволяя контролировать дорожную обстановку перед буксировщиком и оперативно реагировать на торможения и перестроения.
В современных автомобилях зачастую остается по одной проушине спереди и сзади, их расположение отличается у разных моделей. Проушины также видоизменились – часто это вкручиваемый в потайное гнездо буксировочный рым. Его нужно закручивать полностью, а после до упора отвернуть на пол-оборота для исключения закусывания под нагрузкой.
Трос крепится к проушине с помощью крюков, входящих в комплект к тросу. Лучше выбирать кованые, а не литые крюки.

Лучше всего, если вместо крючков в конце будут шаклы – петли с вворачиваемыми пальцами. Такое крепление обещает, что трос ни при каких обстоятельствах не отсоединится от машины.

Крепление троса к автомобилю с помощью шакла достаточно удобно. В случае отсутствия крюка или шакла трос можно завязать узлом. Лучше всего использовать специальный узел, например, булинь или беседочный.

Чтобы не изучать вязание прямо перед буксировкой, практикуйтесь несколько раз в тихой обстановке, стараясь добиться четкого понимания процесса, если не полного автоматизма.

КАК ПРАВИЛЬНО ЕХАТЬ В СВЯЗКЕ

Сначала следует определить маршрут и условные сигналы. Мобильные телефоны есть у всех, но ситуация может меняться так стремительно, что даже достать телефон из кармана не успеешь. В то же время достаточно быстро можно поморгать фарами или просигналить определенное количество раз.

Так как сегодня обозначить тягач горящим ближним светом невозможно, фары должны гореть всегда. Буксировщику, равно как и буксируемому, рекомендуется включить аварийную сигнализацию. В таком случае ваш кортеж будет более заметен на дороге спереди и сзади.

В запертом автомобиле, который буксируется, ключ в замке зажигания нужно поставить так, чтобы руль не блокировался.

Буксировщику необходимо плавно трогаться с места для избежания рывка при выборе длины троса. Буксируемому нужно стараться поддерживать определённую дистанцию и тормозить, чтобы при полной остановке трос был натянут. Тормозить буксируемому всегда следует первым. В идеале «связку» останавливает буксируемый.

В поворотах, особенно острых, буксировщику требуется делать небольшое отклонение, чтобы буксируемому объекту было легче поворачивать и избегать резких манёвров.

Если трос нужен только для извлечения кого-то из снежного плена, наденьте на него куртку или автомобильный коврик. Если капрон или сталь не выдержат рывка, конец троса упадет на землю, а не помянет машину или людей. В момент извлечения рядом быть не должно.

Если заводить автомобиль с буксировки зимой, то учтите, что из-за скользкой дороги это труднее. На второй передаче колеса буксируемого могут буксовать, поэтому попробуйте сначала на третьей, а может быть, и на четвертой. Если оборотов коленчатого вала будет недостаточно, то опуститесь до второй. Использовать первую передачу для запуска двигателя с буксира, особенно зимой, крайне нежелательно.