Восстановление вмятины на кузове без окрашивания: технология PDR и ее цена
Мастер по выпрямлению вмятин без покраски – настоящий волшебник. Специалисты этого профиля востребованы в детейлинг-центрах, кузовных мастерских и даже на автосборочных заводах: в их руках помятые машины обретают первоначальный лоск даже без покраски или замены элементов. Сегодня мы наблюдали за работой и поговорили с Сергеем Ильясовым, мастером детейлинг-центра Carbase, который поделился нюансами процесса и раскрыл секрет магии своей работы.
Беспокрасочное вытягивание вмятин (PDR) — метод ремонта кузова машины, при котором деталь не рихтуется и не крашится. Специальным инструментом мастер выпрямляет повреждение, сохраняя заводское лакокрасочное покрытие. Такие работы занимают меньше времени, чем обычный ремонт с рихтовкой и покраской, экономят средства и сохраняют заводской слой покрытия.
Какие инструменты помогут восстановить вмятину без окрашивания?
Повреждение возможно практически в любой точке кузова: усилитель, передняя крыла, крыша или заднее крыло — все может пострадать. Специалист, основываясь на месте и сложности вмятины, выбирает инструменты для работы. Ограничиться несколькими предметами невозможно, поэтому для работ по вытягиванию вмятин без покраски всегда необходим арсенал приспособлений.
Крючки используют при воздействии на вмятину изнутри, когда пространство для проникновения ограничено. Необходимо выбирать инструмент, позволяющий добраться до вмятины с минимальными усилиями. У специалистов по PDR широкий набор крючков.
Предметы имеют острое заостренное и плоское окончание, удобную эргономичную ручку. Длина варьируется от 400 до 1100 мм, а диаметр – от 6 до 14 мм.
Брасовые инструменты отлично подходят для работ в ограниченном пространстве и на алюминиевых поверхностях. Их отличают поворотные ручки, заточенные концы и разнообразные изгибы. Длина варьируется от 300 до 600 миллиметров.
Спицы — это тонкие крючки с подвижными ручками, предназначенные для работы в труднодоступных пространствах. Чаще всего имеют изогнутый на 90 градусов конец, диаметр примерно 4 мм и длину от 250 до 800 мм.
Ножевидные крючки («бритые») предназначены для работы на больших расстояниях в тесных и труднодоступных местах за счет плоской заостренной формы конца. Длина составляет от 400 до 1200, толщина — 4 мм.
Конусные крючки, называемые также «китовыми» или «ласточкиными хвостами», необходимы для работы под усилителями. Размер таких крючков может быть разным, однако все их объединяет расширенное плоское окончание. Длина их составляет 150-400 мм, а ширина окончания у всех примерно 30 мм.
Стоимость комплектов крючков варьируется от 5 до 6 тысяч рублей за небольшие наборы с несколькими приспособлениями и достигает 150-200 тысяч рублей за обширные наборы из 30-40 разнообразных инструментов.
При вмятинах с внешней стороны применяется клейкое соединение. Включает набор из клеящей массы и нескольких клеевых переходников разных размеров, которые выталкивают вмятину наружу.
Молотки и пробойники применяются для выравнивания мест на кузове, которые деформировались при работе крюками или вследствие повреждений.
Расширяющуюся подушку используют для выправления вмятин изнутри. Ее устанавливают в дверную панель или под крыло и наполняют воздухом, тем самым возвращая панель к первоначальной форме.
Удаление вмятин без покраски: последовательность действий
В начале работы автомобили моют, сушат и готовят к осмотру, устанавливая профессиональный свет для обнаружения всех мельчайших изгибов кузова, не предусмотренных производителем. Мастер внимательно изучает поверхность, рассматривая глубину, ширину и особенности вмятины. После согласования стоимости ремонта с владельцем начинается работа.
Иногда требуется снять элемент, например дверь, потому что повреждение находится рядом с крылом и работа должна производиться изнутри. Подготовка занимает около часа.
Сняв элемент, мастер переходит к главному этапу работы. Свету подбирают так, чтобы точно видеть глубину повреждения. Затем начинается деликатная работа: мастер выбирает подходящий инструмент, каждый из которых имеет свои задачи.
Работа по ювелирному восстановлению напоминает игру на пианино – каждый удар должен быть точным и аккуратным. Важно сохранить текстуру лакокрасочного покрытия, ту самую «апельсиновую корочку», которая придает поверхности характерный вид. Процесс занимает около часа, и вскоре вмятина становится практически незаметной.
Вмятина стала менее заметной. Мастеру осталось устранить мелкие дефекты и выровнять поверхность. Свет играет важную роль: правильное освещение помогает заметить даже самые небольшие неровности. Сергей меняет угол освещения, проверяя результат со всех сторон. Каждый миллиметр важен в этом процессе.
Дефект практически устранили, лишь маленький бугорок остался. Мастер осторожно разглаживает его маленьким молотком. Затем выполняется финальная проверка: Сергей изменяет положение лампы, чтобы удостовериться, что в кузове нет искажений.
Последняя стадия — лёгкая шлифовка поверхности. Точный свет и подходящий инструмент создают удивительные результаты!
Какие повреждения автомобилей можно устранить без окрашивания?
Ремонт небольшой вмятины методом PDR обычно обходится гораздо дешевле полной покраски детали. Такой способ сохранит заводское покрытие и исключит проблемы с подбором цвета при колеровке. В сложных случаях выпрямление металла может стоить дороже покраски, но даже это восстановление авто выглядит выгоднее, так как разница в цене всё равно меньше убытка на рыночной стоимости окрашенного автомобиля (особенно если речь о капоте или крыше).
Сравнительный список цен на ремонт кузова авто :
Деталь кузова | Цена выпрямления вмятин, руб | Цена ремонта и покраски, руб |
Передняя дверь | От 5 000 | От 15 000 |
Капот | От 5 000 | От 25 000 |
Сложная вмятина | От 50 000 | До 25 000 |
Какова цена обучения технологии удаления вмятин без окрашивания?
Стоимость обучения мастерству ремонта вмятин без покраски варьируется от 50 до 200 тысяч рублей, исходя из опыта учащегося и объёма практических часов. Курсы повышения квалификации оцениваются в 30-40 тысяч рублей и длятся несколько дней, тогда как базовый курс с 90 часами практики обойдется приблизительно в 150 тысяч рублей.