Восьмёрки с задним или полным приводом? Да, существовали и такие!
Серийное производство модели ВАЗ-2108 стартовало в конце 1984 года — это был первый массовый отечественный автомобиль с передним приводом. Новинка заинтересовала и советских спортсменов, но в гонках предпочтительнее был не передний, а задний или полный привод. И такие версии «восьмёрки» вскоре появились.
В 1985 году появился раллийный прототип ВАЗ-29081 (он же ВАЗ-2108 «Ралли»), созданный в соответствии с международным регламентом «Группы Б» для автомобилей с атмосферными двигателями рабочим объёмом менее двух литров. Внешне гоночная машина не сильно отличалась от обычной «восьмёрки», но её конструкция была принципиально другой — расположенный в средней части салона мотор и привод на задние колёса.
Шестнадцатиклапанный силовой агрегат, построенный на базе серийного двигателя ВАЗ-2106, имел рабочий объём 1,6 литра и развивал 150 л. с. Также машина получила подвески колёс оригинальной конструкции.
Спустя пару лет в Тольятти сделали ВАЗ-29084 (он же ВАЗ-2108 «Ралли 4×4») — модернизированный вариант заднеприводной модели, получивший привод на все колёса. Автомобиль был оснащён тем же 150-сильным мотором, но для полноприводной гоночной машины этого было недостаточно, поэтому разработчики рассматривали варианты установки двигателя мощностью около 300 сил. Также инженеры искали возможность снижения массы автомобиля (она составляла 950 кг), но дальнейшего развития проект не получил.
В дальнейшем гоночные версии модели ВАЗ-2108, подготовленные АвтоВАЗом, имели передний привод, как у серийного автомобиля.
Любители советских гоночных автомобилей и сейчас могут посмотреть на эти машины в действии. Уже несколько лет в России проводится Moscow Classic Grand Prix — любительский чемпионат по кольцевым гонкам на исторических и классических автомобилях.