Вологодский энтузиаст насчитал сто советских машин

Собрав практически сто автомобилей, Вологодский житель Артём Манчутин доказал, что коллекция старых машин не обязательно прерогатива солидных музеев или гаражей состоятельных людей.

Артём нашёл пожарную автоцистерну на шасси ЗИЛ-130 на пункте приёма металла и обменял её на восемь тонн лома. Собрать «выкуп» помогли друзья и другие любители техники. Краска на кузове выцвела, но автомобиль полностью исправен, а пробег его не превышает четырёх тысяч километров: машина служила не в городской пожарной части, а на заводе.

Коллекция, ставшая известна как «Приют старой техники», начиналась с нескольких «Москвичей», но постепенно в неё поступало всё больше машин… Помимо автомобилей здесь сохранились старые мотоциклы, телефонные будки, светофоры, почтовые ящики, радиоприёмники, игрушки, вывески и множество других вещей, напоминающих о советской эпохе.

В коллекции особо выделяется отреставрированный милицейский мотоцикл «Урал» с яркой жёлто-синей окраской. Это не стилизация, а настоящий аппарат стражей порядка. По словам Артёма, оригинальных таких мотоциклов нет даже в музейных коллекциях ведомств: их списывали, а потом уже делали копии.

Не все автомобили «Приюта» столь же блестяще, как полицейский мотоцикл. Большая часть машин изношена жизнью, но полуразложившихся каркасов здесь нет — только техника с естественными для своего возраста следами эксплуатации. Неполные и повреждённые машины Артём по мере сил и возможностей восстанавливает и возвращает к первоначальному виду.

Эта «Волга» нуждается в замене проржавевших передних крыльев. В 1978 году автомобиль был выигран в лотерею ДОСААФ — событие невероятное для тех лет — и долгие годы радовал владельца. После машина надолго была поставлена в гараж с протекающей крышей, и вода разрушила машину: в обоих крыльях над фарами появились сквозные отверстия. Недавно наследники хозяина «Волги» передали машину в «Приют».

Коллекция основана в первую очередь на легковых автомобилях, грузовиках и автобусах, выпущенных на заводах СССР, но представлена также техника стран соцлагеря. Чехословацкие автомобили Skoda 120, польские микроавтобусы «Ныса» и «Жук», восточногерманские «Трабант» и «Баркас» гармонично дополняют коллекцию, поскольку их можно было увидеть на улицах советских городов.

Представитель страны с капиталистической экономикой — седан Mercedes-Benz 200 модели W123. Машина в хорошем состоянии, но прежний владелец по неизвестным причинам решил сдать её в металлолом, доехав на пункта приема своим ходом. К счастью, этот «Мерс» тоже удалось спасти от переплавки.

Новинка коллекции — белая «Ока» 2002 года выпуска. У неё, как у каждой машины здесь, есть своя история. Много лет назад её выдали ветерану войны, но из-за преклонного возраста тот почти не ездил за рулем. Поэтому «Ока» сохранила состояние нового автомобиля. Теперь наследники ветерана подарили машину «Приюту» в память о дедушке.

Несмотря на то, что «Оку» пока нельзя назвать ретро-автомобилем, модель давно снята с производства. На улицах таких машин всё меньше и меньше, скоро они исчезнут из автомобильного потока, как это уже случилось с первыми моделями «Жигулей», «Москвичей» или «Запорожцами». Хотя ещё недавно казалось, что эти автомобили можно увидеть на каждом углу.