Volkswagen может закрыть заводы в Германии: все серьезно
Volkswagen AG стоит на пороге кризиса — с точки зрения производства, организации и финансов. Под угрозой — работа заводов в самой Германии и сокращение тысяч, а то и десятков тысяч рабочих мест. Попытаемся разобраться и дать комплексную оценку ситуации, сложившейся в европейской автомобильной промышленности сегодня. Здесь нет опечатки: именно во всей европейской автомобильной промышленности, а не только в немецком концерне.
Свежо еще воспоминание о новостях, которые пришли из Германии в начале сентября этого года. Тогда достоянием общественности стала информация о том, что в концерне Volkswagen обостряется годами назревавший кризис — производственный, организационный и экономический (финансовый).
Volkswagen всерьез рассматривает возможность закрытия своих заводов в крупнейшей автомобильной стране Европы, Германии, и, как следствие, сильно сократить персонал, занятый на этих производственных мощностях — трения в связи с отменой соглашения об обеспечении занятости до 2029 года до настоящего момента не прекратились.
Ещё раз, о серьезности ситуации: один из ведущих автоконцернов всего мира, VW Group, впервые может пойти на такие шаги — остановку работы своих заводов в Германии — за свою почти 90-летнюю историю! Сокращения в перспективе затронут, как пишут эксперты, более 10 000 рабочих мест.
Что происходит?
Все эти очень болезненные меры, которые могут быть приняты к исполнению в скором времени, — это попытка европейского производителя выйти из очень трудной ситуации — в первую очередь с финансовой точки зрения. Прямо сейчас на рынке, и на европейском теперь тоже, наблюдается жесткая конкуренция со стороны китайских компаний, снижается спрос на машины в Европе, при этом электромобили, в том числе из-за высоких цен и неразвитости зарядной инфраструктуры, пока не приобрели ожидаемой популярности у потребителей — в этой связи китайские «электрички» оказываются для европейских покупателей даже привлекательнее продукции именитых европейских брендов по причине своей дешевизны, при более богатом оснащении и высокой технологичности.
Но надо также понимать вот что: Volkswagen сталкивается с намного более острыми проблемами, чем другие западные автомобильные компании, и это не так уж трудно объяснить: у VW огромные масштабы производства, по всему миру, включая сам Китай, где давление со стороны местных автомобильных [электромобильных] компаний еще сильнее, а также множество, надо признать, ошибочно принятых за последние годы решений в рамках стратегии развития немецкого концерна.
Когда финансы (-не)поют романсы…
Вновь возвращаемся к сентябрю-месяцу: тогда руководство Volkswagen выступило с официальным заявлением, где предупредило об ожидаемом снижении прогнозируемых финансовых результатов за текущий, 2024-й, год. Это стало вторым ухудшением прогноза за один год и, естественно, очередным сигналом о нарастающих проблемах в компании — конечно же, тревожным звонком и для акционеров тоже.
Да и заявления высшего руководства Volkswagen AG, объявившего тогда же, в начале сентября, о возможности закрытия заводов концерна в Германии, и высказывавшегося по поводу принятых за последние несколько лет неправильных управленческих решений — сейчас VW столкнулся со сложностью и запутанностью производства, производственных связей, дилеммой между тем, в какой проект инвестировать больше средств и в срочном порядке — в ускоренную разработку и производство линейки доступных чистых электромобилей или в производство моделей с гибридными силовыми установками, — не сулят ничего хорошего и ещё больше подтверждают обострение кризисной ситуации у немецкого производителя.
Ударит по всей Европе
Информация о возможном закрытии заводов [в Германии], массовых сокращениях персонала — одного из ключевых игроков немецкой экономики — повлекли за собой незамедлительную реакцию не только в СМИ, но и со стороны профильных министерств, ведомств и экспертов отрасли.
Так, в Министерстве экономики Германии заявили, что руководство Volkswagen «должно действовать ответственно в сложной рыночной среде».
Местные СМИ и эксперты также считают, что подобные проблемы Volkswagen, которые выльются в закрытие крупных немецких предприятий и масштабное сокращение рабочих мест, могут негативно сказаться на состоянии всей немецкой экономики.
Но, наверное, даже большее значение вся ситуация с потенциальной остановкой автомобильных производств VW у себя на Родине, в Германии, с обострением конкуренции на фоне китайской автомобильной (и электромобильной) экспансии — на европейский рынок тоже, — массовые увольнения [в перспективе], — все это имеет очень большое значение для всей Европы в целом.
Почему? Да потому что проблемы, с которыми сейчас столкнулся крупнейший автоконцерн Европы, Volkswagen, как нельзя лучше показывает, что ждет и другие крупные компании европейской автомобильной отрасли. Ведь, если изучить этот вопрос более детально, окажется, что очень много крупных западных автопроизводителей (да чего уж мелочиться — за океаном тоже) сегодня показывают плохие финансовые результаты и активно корректируют не только прогнозные значения на следующий, 2025-й год, но и постоянно меняют стратегии развития.
Почему так происходит
И ведь ситуация сложилась уж точно не за один день: действительно, давление со стороны китайских автокомпаний с их дешевым импортом (несмотря на заградительные пошлины ЕС автомобили из Поднебесной остаются все равно доступнее европейских аналогов) и ряд принятых руководством крупнейших европейских автокомпаний решений, зачастую поспешно принятых, не могли не отразиться на результатах производства, продаж и на раскладе на рынке — уже настоящий момент.
Наконец, еще один всем известный факт: в мире наблюдается (опять же, за исключением Китая!) снижение интереса потребителей к электромобилям — спрос стремительно падает. И это одна из долгосрочных проблем для всей отрасли.
Нету и доп. стимулов со стороны властей, которые могут побудить население покупать больше «электричек»: отмена госсубсидий на покупку электрокаров (и вновь яркий пример — ФРГ) привела к значительному падению продаж в Европе.
Это не только про VW
И, ещё раз, не один Volkswagen оказался в такой ситуации, прекрасно понимая, что на самом деле происходит и чем все это грозит автомобильной отрасли Европы в перспективе. Уже многие компании признали, что планы по расширению производства EV, планы по переходу, скажем, к 2030-му или 2035-ми году, исключительно на «электрички» были чересчур амбициозными.
Ну и опять же: китайцы не дремлют, конкуренция становится все жестче (про рынок Поднебесной мы уже не говорим — там такие известные европейские автопроизводители, как Mercedes-Benz, VW и некоторые др., сталкиваются просто с колоссальным давлением местных производителей в секторе электромобилей). И это еще один очень серьезный вызов для европейского автопрома, о чем не перестают говорить эксперты, автолюбители, да уже и сами главы автомобильных компаний.
А Volkswagen просто один из тех, по кому вся ситуация, все, что предшествовало сегодняшнему дню в последние годы в автопроме, ударила сильнее всего: мы наблюдаем падение продаж автомобилей VW в Китае, усиление конкуренции, давления на европейском рынке, организационные, кадровые проблемы — все это несмотря на резкое повышение тарифов на импортные китайские «электрички».
И, таким образом, происходящее может служить красноречивым предупреждением для других автокомпаний Европы. Осталось ответить на вопрос: какой выход из всей этой ситуации придумают европейцы, чтобы не сдать рынок китайцам окончательно? Нас ждет интересное кино!