«Волге» — 60 лет
Шестьдесят лет тому назад, 10 октября 1956 года, с конвейера Горьковского автозавода вышли первые серийные. седаны ГАЗ-21 «Волга»Машина превратилась в символ советского машиностроения, став популярной даже за границей.
Начало работ над «Волгой» пришло в 1953 году под руководством Александра Михайловича Невзорова. Через менее чем 12 месяцев появился первый опытный образец ручного изготовления. В 1955 году создали три прототипа, которые указывали на готовность Горьковского автозавода к выпуску новой модели. 1956 год стал официальным стартом производства «двадцать первой».
Серийное производство модели началось в 1957 году. ГАЗ-21 первой серии получил двигатель мощностью 65 лошадиных сил объемом 2,42 л (его позже заменили на 2,45-литровый с мощностью 70 л. с.). В качестве трансмиссии доступны были трехступенчатая механическая или автоматическая коробка передач. Автомобиль спроектировал Лев Еремеев, который ориентировался на модные тенденции Европы и Северной Америки. Новое оформление кузова, хромированные элементы и олень на капоте стали отличительными чертами модели. Пятиконечная звезда в центре радиатора — особенность первой серии, ее появление обусловлено пожеланием маршала Жукова, не довольного внешним видом прототипов с другой носовой частью.
Автоматическая трансмиссия использовалась на машинах первой и второй серии, но не нашла широкого применения. Завод выпустил по разным данным не более трех тысяч автомобилей с автоматической коробкой передач. Технологии автомобиля не отличались новаторством: мотор был модернизированной версией от «Победы», подвеска со сдвоенными рессорами сзади и рычажными амортизаторами спереди также не считалась новшеством, а система централизованной смазки часто выходила из строя, оставляя под автомобилем масляные пятна.
Главное достоинство ГАЗ-21 — неприхотливость. «Волга» уверенно преодолевала сложные дороги, а при поломке ремонту поддавалась просто. В других странах «двадцать первую» называли «танк во фраке», «танк на колесах» и «рабочей лошадью», что сделало надпись «Сделано в СССР» символом качества и надежности по всему миру.
В 1958 году завершилось производство первой серии. На смену ей пришла вторая серия, отличавшаяся решеткой радиатора с шестнадцатью прорезями и небольшими изменениями в кузове, светотехнике. Выпуск второй серии продолжался до 1962 года. Всего было выпущено около 170 тысяч автомобилей обеих серий.
В 1962 году выпустили самую массовую третью серию автомобиля. Основная идея обновления — сделать его более элегантным. Линии кузова стали плавнее, хрома стало меньше, а решетка радиатора получила в два раза больше вертикальных прорезей. Кроме того, «Волга» лишилась фигурки оленя на капоте, которая при столкновении с пешеходами имела печальные последствия. Также доработали шасси: подвеска стала жестче, а двигатель выдал дополнительные 5 лошадиных сил. На базе ГАЗ-21 третьей серии построили универсал. ГАЗ-22, способный на транспортировку крупногабаритных грузов до 400 кг.
С 1965 года проект практически не развивали, и в автомобиле не производили никаких улучшений. Последняя «Волга» ГАЗ-21 покинула конвейер 15 июля 1970 года, уступив место преемнику — автомобилю. ГАЗ-24Выпущено около полумиллиона шестисот тридцати девяти тысяч четырёхсот седьмидесяти восьми экземпляров всех модификаций модели.