«Водник»: танк армии России, о котором мало что известно

Новое боевое средство Вооружённых сил России — бронированный вездеход «Водник».

Много лет этот необычный автомобиль, собранный Горьковского автозавода по запросу военных, оставался под грифом секретности. После снятия запрета на разглашение информации оказалось, что «Водник» больше никто не требует.

Смысл названия «Водник» оставался неясным, так как оно никак не соответствовало внешнему виду автомобиля. Под этим загадочным именем скрывалась рабочая аббревиатура многоцелевого армейского транспортного средства ГАЗ-3937. «Водник» представлял собой трехкомпонентную – шасси, кабина, кузов — модульную конструкцию. Благодаря этому на автомобиль можно было быстро устанавливать любое навесное оборудование: грузовую платформу, пассажирский отсек, гидравлический манипулятор или даже минометную установку. Кузов «Водника» одновременно являлся несущим и водоизмещающим. То есть этот автомобиль мог плавать. В стандартном режиме он двигался по воде со скоростью 4 км/ч, вращая колеса. Для более активного перемещения по водной глади «Водник» могли оснастить водометом. Для этого и для других целей в конструкции предусмотрена была коробка отбора мощности.

Кузов ГАЗ-3937, сравнимый по размерам с черепашьим панцирем (ширина 2,6 метра, высота 2 метра), опирался на мощные колеса от БТРа. Компоновка машины необычна. Силовой агрегат – турбодизель мощностью 175 сил и объемом 6,0 литра – располагался справа от водителя вместе с коробкой передач, раздаткой и коробкой отбора мощности. Водитель и пассажир размещались «по-самолетному», друг за другом. Пассажир находился в привилегированном положении – мог полностью вытянуть ноги. Посадка водителя напоминала проникновение в знаменитый ГАЗ-66, только «пилоту» монстра приходилось открывать не одну дверь, а два люка. Это в гражданской версии.

Пассажирский вход в бронированном варианте проходил через водителя. В заднем отсеке на восемь человек находились люки с каждой стороны и два сзади. Жилая зона с четырьмя светильниками и мощным отопителем позволяла расположиться по четыре человека лицом к лицу или спиной к спине в ряд.

Днище вездехода сделано ровным и плоским. На дорогах с твердым покрытием тяжелый 6,5-тонный автомобиль демонстрировал завидную резвость, разгоняясь до максимальных 120 км/ч немногим более чем за 20 секунд. При этом запас хода составлял 1000 километров. В движении сказывалось отсутствие глушителя. Но если рев двигателя можно было понять умом, то ужасающий вой раздатки очень сильно давил на психику. Особенно в диапазоне 80-100 км/ч. Кошмарным скрежетом так же сопровождалась работа дифференциала повышенного трения, призванного на скользком покрытии вращать колеса синхронно. Со своим недюжинным силовым потенциалом, внушительным клиренсом 400 мм, независимой торсионной подвеской и отменной развесовкой «Водник» был абсолютно всёядным на бездорожье. Главное было задать и корректировать направление. А машина упрямо продиралась к цели, несмотря на грязь, песок, воду. Разумеется, находящихся внутри основательно трясло. Но это так сказать издержки жанра. Как и органы управления вездеходом, к которым нужно было прикладывать недюжинную силу.

В дальнейшем выпустили модификацию «Водника» — ГАЗ-39371 с кабиной на три места по обычной схеме. Несмотря на обширные возможности и доступную цену (чуть дороже, чем у ГАЗ-66), его не оценили военные, нефтяники и геологи… В итоге он исчез с рынка, проиграв более современный «Тигр» ГАЗ – 2330.