Водительские привычки, которые бесят
– Все бежали – и я бежал… Высказывание Василия Алибабаевича из «Джентльменов удачи» прекрасно отражает положение со многими водительскими привычками, которые вошли в нашу жизнь не вследствие своей полезности, а именно как стадное чувство. Попробуем разобраться и отделить одно от другого.
Левый марш
Всех тянет в левый ряд… Даже на пустой дороге. Но мы советуем никогда не занимать его по доброй воле: в условиях нашей реальности это всегда сопряжено с повышенной нервозностью, а потому может плохо кончиться. Причина простая: всегда найдется водитель, который желает двигаться быстрее, чем вы. И даже если вы едете на пределе допустимого, мигание фарами в зеркале заднего вида вам гарантировано. Как говорится, на всякий БМВ сыщется свой Астон Мартин. И если вы не хотите, чтобы дело закончилось ДТП или мордобоем, примите правее. И поймите: левый ряд нужен для опережения, а не для постоянного пребывания в нем. Так всем станет спокойнее – включая водителей «Скорой» и прочего спецтранспорта. Нелишне, также, напомнить, что на многополосных дорогах левый ряд почти всегда идет с превышением разрешенной скорости. То есть – с нарушением Закона.
Селекторное совещание
Неизвестно, откуда пришла эта дурацкая мода. Но на светофорах то и дело замечаешь, как автомобили, стоящие перед тобой, мигают фонарями заднего хода. Объяснение простое: людей не научили пользоваться автоматической коробкой, а потому при каждой остановке они переводят селектор АКП в «паркинг»… Человеку в свое время не пояснили, что приемы управления машиной с «механикой» не стоит бездумно переносить на «автоматы»: их для того и придумывали, чтобы не переключать при каждой остановке.
Само собой, что надо отличать остановку от фактической стоянки. Если впереди опущенный шлагбаум, а поезда не видать, то можно переключиться и в «паркинг»: зачем зря давить ногой на тормоз? То же относится к серьезным дорожным заторам, ДТП и т.п. Но при кратковременных ожиданиях разрешающего сигнала светофора такое поведение говорит о неумении пользоваться техникой.
Бывает и обратная картина. Некоторые обладатели автомобилей «с ручкой» предпочитают стоять с выжатым сцеплением, лишь бы не переключать коробку лишний раз… Причина та же, что и выше: человека никто не учил правильно пользоваться машиной. Как при этом себя чувствуют выжимной подшипник, корзина и полукольца коленчатого вала, он не знает.
Сорок литров на третью, два кофе, четыре сосиски и пачку «Дакоты»
Элементарное хамство то и дело наблюдается на АЗС. Машина брошена возле колонки, за ней выстроился хвост, а владелец спокойно питается в кафешке за столиком. Самое глупое в том, что барышни за стойками сами предлагают клиентам перекусить – их так обучили. Однако же приличный человек просто обязан сначала отогнать автомобиль на парковку, и только после этого приступать к трапезе.
Мигание и эпохи
Полвека назад при любом маневре мы твердо знали: если встречный автомобиль начинает яростно мигать нам «дальним», то пропускать тебя этот водитель не собирается. А вот сегодня смысл этого жеста «сменил ориентацию»: раз тебе мигают, значит – пропускают. И это – проявление вежливости, которой нам так не хватает в озлобленной будничной атмосфере. Поэтому, даже если какой-то нехороший человек намеревается выехать из подворотни, пересекая вшу траекторию, не используйте звуковой сигнал. Лучше притормозить и посветить фарами – вам обоим будет приятно.
Мы же в России
Самая мерзкая фраза, порожденная современными хамами: мол, чего вы хотели – мы же в России! Хаму невдомек, что именно такие, как он, порождают, цитируя профессора Преображенского, разруху в головах. Вот и летят на дорогу огрызки, пустые пакеты, грязные салфетки и прочая дрянь. Обычно это происходит с теми водителями и пассажирами, чьи автомобили изнутри сами похожи на помойку. Древние чеки, окурки, фантики, крошки от чипсов, да еще неряшливая паутина провода от всевозможных гаджетов – все это наводит на мысль, что если у меня всё именно так, то и вокруг должно быть то же самое! Вот и возникает та самая разруха…
Есть и другое обстоятельство. Пустая бутылка, перекатывающаяся туда-сюда по полу автомобиля, может рано или поздно забиться под педальный узел. Первым делом водитель попробует ее достать, не снижая скорости… Понятно, что это может плохо закончиться.
Баю-бай…
Это не столько про привычки, сколько про заблуждения, которые могут стать фатальными. Новички часто переоценивают свои возможности и не понимают, какую опасность таит езда, когда вы сильно устали и хотите спать. Истинные водители-профессионалы способны выдерживать серьезные перегрузки. Но они прекрасно знают: в сражениях со сном победитель известен заранее. Все попытки пожевать, покричать, покурить и так далее объединяет одно – их полнейшая бесполезность. Единственный способ борьбы – поспать хотя бы полчаса. Даже если до дома осталась какая-нибудь сотня километров.
Следует помнить, что езда по унылому пустому шоссе порой изматывает водителя быстрее и сильнее, чем «веселые» городские пробки. В таких случаях срабатывает монотонность окружения – его еще называют «сонным опьянением». Согласно статистике, ему не подвержены всего 3% водителей.
И еще одно массовое заблуждение. Почему-то многие уверены, что спящий пассажир вообще не оказывает расслабляющего влияния на водителя… С этим многие не согласны, но спорить желания нет.