Внедрение массовой проверки ОСАГО через камеры на дорогах: влияние на водителей.

Дмитрий Мольков, директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр», объясняет, как внедрение проверки ОСАГО через дорожные камеры может помочь решить ряд важных социальных проблем.

С первого ноября двадцать пятого года в России запланировано начало работы экспериментНовая система обещает изменить отношение к обязательному страхованию: камеры на дорогах сравнивать номера машин с реестром владельцев полисов ОСАГО. Автомобилисту без действующего полиса придет уведомление на «Госуслугах». Многократные нарушения или игнорирование предупреждений могут привести к штрафам.

В чём причина появления идеи массовой автоматизированной проверки полисов ОСАГО именно сейчас?

Из-за необходимости избежать технических проблем при объединении баз данных, проект, изначально запланированный на 1 марта 2025 года, перенесли на начало ноября текущего года. Российский союз автостраховщиков уже несколько лет вкладывает средства в цифровизацию учета полисов, что позволило камерам получить доступ к единому реестру системы городского видеонаблюдения. Будет использоваться существующее оборудование фото- и видеофиксации, никаких дополнительных устройств на обочинах не потребуется, достаточно лишь модернизировать программное обеспечение.

Что это значит для автовладельцев?

С исчезновением привычной лазейки, сознательно экономящие на страховании больше не смогут избегать ответственности. 10% незастрахованных автомобилей – не абстрактная цифра, показатель прямо связан с увеличением ДТП без выплаты компенсаций пострадавшим. Введение автоматической проверки заставит недобросовестных водителей отказаться от устных предупреждений инспекторов при отсутствии страховки.

По данным Российского союза автостраховщиков, от семи до десяти процентов автовладельцев в России не оформляют полис ОСАГО. Это вынуждает добросовестных водителей самостоятельно получать компенсацию ущерба после ДТП. Отсутствие у одного из участников аварии полиса ОСАГО исключает возможность использования Европротокола, что осложняет оформление ДТП и создаёт пробки на дорогах.

Страховой рынок ощущает явное экономическое благоприятство.

Эксперимент стартует с предупредительных мер, однако второй этап, когда устранят технические неточности и алгоритмы улучшатся, заменит уведомления административными штрафами. При сохранении средней стоимости полиса ОСАГО на уровне 6–8 тысяч рублей число незастрахованных машин может уменьшиться до 5%.

В первом квартале 2025 года средняя стоимость годового полиса ОСАГО снизилась на 5,8% по сравнению с первым кварталом 2024 года и составила 7 511 рублей, согласно данным Российского Союза Автостраховщиков. Средняя выплата по ОСАГО выросла Стоимость страховки ОСАГО для владельцев легковых автомобилей увеличилась на 14,3% и достигла 106 926 рублей. С 17 апреля 2025 года вступили в силу изменения расчета страховой премии при заключении договора ОСАГО для владельцев мотоциклов, мопедов и легких квадроциклов. Для мотоциклов теперь будет применяться коэффициент мощности, ранее использовавшийся только для легковых автомобилей. Для мототехники этот коэффициент будет выше. Будут также установлены отдельные значения для возраста и стажа водителей. Для опытных и возрастных мотоциклистов значения будут ниже, а для молодых и неопытных – выше. Главная причина этих изменений – рост числа аварий с участием мотоциклов. За последние годы ущерб от таких ДТП… увеличился на 32%.

Есть основания для скептического отношения.

Российский союз автостраховщиков заявляет о более позднем запуске проекта из-за технической неготовности IT-системы ГИБДД. Пропущенные или ошибочные опознания автомобилей могут привести к многочисленным обращениям в службу поддержки. Автомобилисты опасаются очередей в ГИБДД из-за «необоснованных» уведомлений. Операторы «Госуслуг» обещают увеличить штат и улучшить сервис подачи обращений: жалобы и пояснения можно будет отправлять онлайн, а модераторы будут приоритетно проверять случаи «ложной тревоги».

Вторая особенность заключается в том, что разные камеры обладают разной «точностью зрения». Некоторые старые системы плохо распознают номера в непогоду, а новые слишком быстро фотографируют, за доли секунды. В связи с этим страховщики и дорожные службы должны заранее предусмотреть алгоритмы проверки: например, двойную проверку по другой камере или использование искусственного интеллекта для повышения точности.

В эпоху больших данных автоматизированный контроль не нов: от камер распознавания лиц до трекеров перемещения мобильных телефонов. Личные данные, такие как ФИО, серия и номер полиса, сохраняться не будут – перекрестная проверка идет по зашифрованным регистрационным номерам.
Тем не менее политика прозрачности и защиты конфиденциальности в данном случае критически важна.

Вероятно, система заработает сразу в полном объёме. Для этого необходимо внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, которые уточнят применение штрафов к нарушителям. С 1 ноября в КоАП должны быть действующие положения для ясности: штраф применяется один раз и накладывается на владельца авто.

Изображение: img.freepik.com