Внедорожник или кроссовер? Как отличить настоящий автомобиль для бездорожья.
Полный привод и высокий клиренс не всегда означают, что автомобиль предназначен для бездорожья. Различать настоящего внедорожника от имитации бывает сложно, но мы подскажем, на что обратить внимание.
В «Понедельнике…» Стругацких герои решили, что если покупать автомобиль, то только ГАЗ-69 – настоящий вездеход. Но в то время такие машины не продавали индивидуалам. Главное заключалось в тяге к чему-то суровому и «настоящему» – сейчас такие автомобили называют проходимцами. Понятно почему: у нас территории впечатляющие, а вот дороги на них – не очень. Но маркетологи хитрят, выдавая за брутальных проходимцев машинки попроще – обычно речь идет о кроссоверах. А как отличить одно от другого?
Для пересеченной местности машине необходима рама из стали, способная выдержать большие нагрузки. Без нее кузов деформируется, на стеклах появятся трещины. Раму нужно сделать прочной и жесткой, а кузов крепить к ней сверху через резиновые проставки.
Необходим полный привод, 4×4. Для движения по бездорожью потребуется увеличение крутящего момента после коробки передач, которое обеспечивается раздаточной коробкой с двумя режимами: стандартный для дорог и пониженный (примерно в два раза) для «джипования». Важно, чтобы раздаточная коробка позволяла блокировать или жестко подключать обе оси.
По геометрии машины уверенное передвижение вне асфальта без зацепов днищем определяется дорожным просветом, или клиренсом. Автомобили с клиренсом ниже 200 мм обычно не считаются внедорожниками в конвейерных версиях. Стандартный клиренс для настоящих проходимцев составляет около 210 мм. У Jeep Wrangler Rubicon этот показатель достигает 252 мм.
Другой критерий проходимости — геометрия свесов. Чем короче свесы, тем легче автомобилю подниматься на горку и спускаться обратно. Свесами определяются углы въезда и съезда. Существует еще показатель – угол рампы (продольной проходимости), то есть условный угол вершины штурмуемой горки, преодолев которую внедорожник не повредит ни себе между колес, ни самой вершине. Интересна также глубина преодолеваемого брода без шноркеля: 500 мм для УАЗ Патриот и 760 мм для Jeep Wrangler.
Мотор и коробка передач: оптимальным вариантом считается дизельный двигатель с механической коробкой. О двигателе спорят: современные бензиновые моторы тоже обеспечивают отличный крутящий момент. В Сибири, где зимой дизельное топливо рискует превратиться в кашу, бензиновый двигатель кажется предпочтительнее.
Блокировки колес между правыми и левыми необходимы для движения по слабому грунту на обеих осях. Опытные водители чаще выбирают жесткую блокировку, хотя можно использовать дифференциал повышенного трения. Жесткие зависимые балки на обеих осях обеспечивают прочность, долговечность и улучшенную проходимость, хоть и уступая в управляемости.
К признакам настоящего внедорожника относится и дополнительное оборудование: особые бампера, лебедки с передней и задней стороны, шноркель, внедорожные шины, защита днища и дополнительные топливные баки.
Многим потребителям требуется не настоящий внедорожник, а имитация его возможностей. Многие не стремятся покорять бездорожье. Поэтому перечисленные критерии важны только для настоящих любителей приключений, а не для горожан, предпочитающих ездить по асфальту. Обманчивая внешность таких автомобилей не смущает последних.