Вместо ОСАГО — ОСГОП: новая автостраховка и её стоимость
С 1 января 2024 года самые высокие тарифы на обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков перед пассажирами установят для автомобилей такси, в сравнении с другими видами транспорта.
Центробанк разработал проект указания, опубликованный на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов. С 1 сентября 2024 года по закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров» для такси станет обязательным наличие такой страховки.
Знакомство с цифрами тоже кажется неприятным. Для такси минимальный тариф по риску причинения вреда здоровью пассажира составит примерно 940 рублей. Для сравнения: аналогичный тариф при авиаперевозке составляет чуть больше одного рубля в расчете на пассажира. Страховка при поездке на автобусах обходится перевозчикам еще дешевле: 13 копеек на пассажира в пригородных перевозках и 10 копеек – при поездках городским транспортом. Аналогичная картина наблюдается и в отношении рисков гибели пассажира, а также причинения вреда его имуществу. Минимальная стоимость полиса ОСГОП для автомобиля такси составит 1300 рублей в год, а максимальная — 5400 рублей.
Запредельные цифры? Нет, если разобраться внимательнее. Предложенные ЦБ тарифы ОСГОП для такси только на первый взгляд выглядят высокими по сравнению с другими видами транспорта. Ведь стоимость страховки при полете на самолете, поездке на поезде или автобусе определяется из расчета на каждого пассажира, в то время как для такси она рассчитывается на каждый автомобиль с «шашечками». Поэтому, если пересчитать упомянутые суммы на 365 суток и на десяток человек, которых ежедневно перевозит один автомобиль такси, то при расчете «на одного пассажира» стоимость страховки получится совсем не пугающей. А поскольку такси является одним из видов общественного транспорта, введение для него ОСГОП выглядит совершенно логично.
Вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что ОСГОП – это мнимая забота страховщиков о пассажирах. Компенсация до 2 млн рублей по этому виду страхования касается только ущерба здоровью, не покрываемого ОМС. Скорая помощь отвозит пострадавших в городские или районные больницы, где им оказывают помощь в рамках ОМС. Если кому-то всё же нужны процедуры, не покрываемые ОМС, что бывает крайне редко, то на эти случаи есть ОСАГО с лимитом компенсации по ущербу жизни и здоровью в 500 тыс. рублей. И только если и ОСАГО не хватит, в дело вступает ОСГОП.
По мнению г-на Шапарина, большая часть водителей такси предпочтет не застраховываться по новой программе или оформить страхование как для обычных автомобилей.
Частники, получившие разрешение оказывать услуги такси, часто арендуют автомобиль и меняют его несколько раз в течение года. Так как перевозчиком выступают индивидуальные предприниматели или самозанятые лица, именно они обязаны оформить страховку ОСГОП. При аренде нового автомобиля ИП или самозанятому нужно оформлять новый полис ОСГОП. В настоящее время действуют только годовые тарифы, при этом не определен механизм досрочного расторжения полиса и получения части уплаченной за него суммы.
Необходимы уточнения и доработки таких вопросов, поэтому поступают просьбы отложить введение такого страхования для таксистов.
