Владельцы российского автопрома: полный анализ

Вопрос о принадлежности российского автопрома остаётся без однозначного ответа. Обычное представление о том, что собственник получает выгоду от бизнеса, здесь неприменимо.
Это объясняется тем, что в большинстве случаев настоящие владельцы скрыты, а на их место поставлены почётные номиналы. Реальные руководители (лица, управляющие бизнесом) не всегда занимают должности официально.
Российский автопром можно охарактеризовать как структуру, состоящую из нескольких кланов. Для тех, кто участвует в этой индустрии, клановая принадлежность ясна: у каждого клана есть свои интересы и связи. Границы между кланами не всегда четкие, и не весь автопром подчинен их влиянию. Вместе с тем, эта структура отчетливо прослеживается.
КАМАЗ
Основной клан – «камазовский», или «татарский». В его сфере контроля находятся КАМАЗ и связанные с ним предприятия, «Аурус», НАМИ, большая часть «Москвича». Недавно «камазовские» завладели питерским заводом «Тойоты» для совместного проекта с «Газпромом». При этом речь идет только об автосборочных активах. Реально, учитывая предприятия по производству компонентов и сырья, «камазовский» клан – огромный холдинг с максимальным влиянием на Минпромторг.

Москвич
Интересы «камазовских» и «московских» переплетаются на «Москвиче». С одной стороны, «камазовские» поставляют китайские машинокомплекты на «Москвич» и электробусы на СВАРЗ. С другой — от этого сотрудничества «московские» не довольны. До такой степени, что предпринимают реальные шаги по обособлению: выкупили некоторых компонентщиков (например, ААТ) и инвестируют в разработку собственного электромобиля «Молния», как стратегическую альтернативу моделям JAC. Вместе с тем на «Москвиче» идёт подготовка «камазовского» проекта «Атом».
АвтоВАЗ
«ВАЗовские» конкурируют с «камазовскими» по значимости и выступают их прямым противником. Несмотря на то, что ВАЗ принадлежит «камазовскому» НАМИ, а Когогин входит в совет директоров ВАЗа, всё это создаёт странную ситуацию.
Группа ГАЗ
Третьим важнейшим кланом являются «газовские», то есть олигарх Д. В списке его активов не только ГАЗ и Урал, но ещё и все значимые автобусные заводы (кроме НефАЗа), множество производителей спецтехники и чисто «силовые» производства. На бывшем заводе «Вольво» в Калуге выпускают «Уралы». Этот клан очень хотел забрать себе и другие заводы калужского кластера, но по неизвестным нам причинам проиграл.

Соллерс
История компании «Соллерс» также указывает на то, что она представляет собой самостоятельный клан, сформировавшийся в результате выделения из большой компании олигарха М., которая ранее занималась бизнесом в сфере автопрома. Олигарх М. сейчас планирует вернуться в крупный автомобильный бизнес, уже приобретя часть активов шинного производства. Вы заметили, как «Соллерс» постепенно и настойчиво отдаляет от себя «камазовских»? Идея использовать платформу «Ауруса» в продукции «Соллерса» осталась лишь воспоминанием, а оставшиеся полпроцента акций «Ауруса» проданы «камазовским» год назад.
Автотор
Менее крупный клан — «щербаковские». Это группа заводов в районе Балтики, а также весьма активное применение МАМИ.
АГР
Новый клан, которому пока придумать название сложно, обозначим буквой А. В его состав входят заводы в Калуге и Санкт-Петербурге, шинные и компонентные активы (Bosch и Continental). До недавнего времени к клану А относились с пренебрежением, но это мнение может быть ошибочным. Впрочем, в отрасли распространенное мнение, что все эти активы создаются для продажи.