Виталий Петров: история, идущая своим путем
Виталий Петров. Не по стандарту
Проект развивался именно таким образом. История оказалась настолько невероятной, что сложно поверить в ее подлинность. Однако российский гонщик сумел пробиться в мир Больших призов, став не просто номинальной фигурой, а пилотом, который 14 марта представит болид «Формулы-1» на старте первого этапа чемпионата мира


Виталий Петров
© Фото: Renault
Виталий выделялся из числа обладателей Больших призов, его карьера не была типичной: он не проходил школу картинга, дебютировал в «Формуле» после участия в кузовных гонках, и сам оценивает период выступлений в Formula Renault как потерянное время. Однако у него есть природное понимание поведения автомобиля – нередко он выигрывал, впервые садясь за руль незнакомой машины. На мои вопросы о причинах успеха он лишь пожимал плечами: «Просто знаю, как нужно ехать». И так продолжалось девять лет.
Когда стало известно о том, что Виталий Петров присоединился к команде Renault F1 Team в качестве пилота, я вспомнил разговор, состоявшийся три года назад с отцом гонщика, Александром Петровым. Тогда Виталию предстоял его первый сезон в гонках GP2, и на вопрос о его спортивных планах Александр, без колебаний, ответил: «Пилот “Формулы-1”». Этот ответ не вызвал у меня особого удивления: какой отец не желает лучшего для своего сына. Однако, признаюсь, я воспринял его с некоторой долей сомнения. Решающим моментом стало завершение Виталием сезона в GP2 на втором месте в чемпионате. Оксана Косаченко, неизменно сопровождающая Виталия в его карьере менеджером, была непреклонна: «Теперь только “Формула-1” или завершение спортивной деятельности. Продолжение участия в гонках GP2 не имеет смысла».
Переговоры с командами F1 начались уже в апреле и быстро набрали темп. К середине лета все участники были готовы подписать контракт с одной из команд.
Но затем появилось несколько альтернативных вариантов. Кроме того, сезон GP2 еще не закончился, а Виталий уже определился в своих планах: «Если я закончу сезон за пределами призового пояса, я завершу свою спортивную карьеру и стану искать работу в Выборге».
Было логично предположить, что переговоры велись особенно активно с Адрианом Кампосом, владельцем команды Campos Meta. «Переговоры с Кампосом мы прекратили в начале октября» — говорит Оксана Косаченко.
Виталий как первый российский пилот, вероятно, столкнулся бы с серьезной психологической нагрузкой, и наша цель была помочь ему выступать за опытную команду. На тот момент мы не понимали судьбу Campos Meta.
В последние дни декабря нам пришло предложение от Renault F1 Team. «Мы давно знакомы с новым руководителем команды Эриком Буйе» — объясняет Оксана Косаченко. Он работал в команде DAMS, из которой Виталий неоднократно получал предложения о переходе».
События развивались очень быстро и, как обычно, непредсказуемо. Впервые Петров оказался за рулем болида «Формулы-1» в последний день предсезонных тестов, которые проходили в Валенсии! Исправьте меня, если это не первый подобный случай в истории F1.
Я предполагал, что не смогу сомкнуть глаза всю ночь перед первым выходом на трассу, ведь накануне я наблюдал за тестами Роберта Кубицы. Мои мысли были не о результатах, а о том, как я сам мог бы пройти этот маршрут. За два дня до официальной презентации команды я посетил завод и провел там шесть часов, детально изучая рулевое колесо. До этого момента я никогда не держал в руках руль болида Формулы 1! Однако, когда я занял место в кокпите и покинул бокс, все волнение ушло. Осталось лишь понимание того, что это моя работа, и я должен выполнить ее на высоком уровне. И когда после первой практики я вышел из машины, меня охватило чувство гордости. Я умею держать себя в руках, но, поверь, это был настоящий триумф. Я не мог представить, насколько впечатляющим может быть этот автомобиль!»
Оксану Косаченко продолжает рассказ Виталия: «После трех тестовых сессий гоночный инженер Марка Слейда отметил, что был удивлен уровнем концентрации Виталия, его четким выполнением инструкций и поддержанием при этом хорошего темпа. После завершения тестов Виталий и Роберт, не консультируясь друг с другом, вынесли абсолютно идентичные оценки как машине, так и перспективам ее дальнейшей доработки».
Все оКЕЙ?

Виталий Петров
© Фото: Renault

Виталий Петров
© Фото: Renault
Хочется завершить этот материал на позитивной ноте, ведь он выйдет в свет за две недели до начала первого этапа чемпионата мира — Гран-при Бахрейна. И, конечно, хочется порадоваться российскому триколору на стартовой линии первой гонки сезона. Да, флаг будет, но как долго? На протяжении всей своей спортивной карьеры Виталий никогда не получал спонсорской поддержки от крупных компаний или государственной помощи. Дорога к «Формуле-1» обошлась недешево: затраты, помимо участия в российских чемпионатах, составили приблизительно 15 миллионов долларов. Эти средства были собраны семьей и друзьями. Значительную поддержку, например, оказал Илья Ильич Трабер, человек, для которого идеи меценатства и благотворительности не являются чем-то чуждым.
Участие Виталия Петрова в гонках «Формула-1» оценивается в 15 млн евро. Согласно условиям, российская сторона обязана внести сегодня 50% этой суммы, а оставшуюся половину покрывает команда. Это опцион, действующий в течение полугода, и в случае, если по истечении этого срока вторая половина суммы не будет возвращена, все права на нашего пилота перейдут к французской стороне. В результате, изменятся национальность гоночной лицензии и представляемый флаг. Сегодня Александр Петров и его партнеры, используя полученный кредит, внесли необходимую сумму. Возможно, я несколько наивен, но мне кажется необычной ситуацию, которая не привлечет внимания крупных промышленных и финансовых компаний, а также государственных структур. Самое сложное уже позади – российский гонщик проводит полный сезон в «Формуле-1». И я не уверен, что только футбол стоит считать приоритетом государственной политики.
Виталий Петров
© Фото: Renault