Виктор Яковлев об итогах подготовки URAL MOTORSPORT к новому сезону.

Юная и амбициозная команда URAL MOTORSPORT готовится к новому спортивному сезону. Об итогах прошлого года, который подарил коллективу не только призовые места, но и незабываемые эмоции, а также о планах на будущее мы расспросили директора департамента автомобильного спорта АЗ «Урал» Виктора Яковлева.

Минувший год стал для команды URAL MOTORSPORT 8325 километров спецучастков по пескам, через реки и горы, семь соревнований, десятки ночей без отдыха, пять спортивных автомобилей, 15 городов, тысячи болельщиков и девять призовых мест! Виктор Яковлев отмечает, что сезон-2024 показал: миасская команда готова не только к сложным испытаниям, но и к борьбе за самые высокие места на каждом старте.

Изображение: img.freepik.com

Куда команде лучше двигаться, в трак-триале или ралли-рейдах?

Наша команда занимается спортом уже три года. Вначале приняли участие в трак-триале, а машину для ралли собрали позже. Соревноваться интересно и там, и там, но нужно понимать: это разные виды спорта. В ралли важно скорость прохождения спецучастков и умение ориентироваться на маршруте в сложных ситуациях. А в трак-триале нет высоких скоростей, зато важна техника преодоления самых сложных участков рельефа. Перед экипажами обеих дисциплин стоят разные задачи. Для ралли-рейдовых экипажей сейчас важно набирать опыт и улучшать результаты. Для трак-триала задача одна — побеждать.

Изображение: img.freepik.com

Вы разделяете команду на участники трей trial’а и ралли?

Наша команда единая, но с 2025 года действует внутренний разделение. Раздельно занимаются подготовкой к ралли и триалу. Такое решение принято из-за большого количества мероприятий. В текущем сезоне запланировано 18 выездов в обеих дисциплинах. В спортивном календаре ралли-рейдов появились два новых старта: «Уральские сказы» в июне по территории Челябинской области и соседних регионов, и «Великая степь» в ноябре в Калмыкии. Это огромные физические и эмоциональные нагрузки на коллектив: более 140 дней вне дома! Потому правильнее разделиться.

Изображение: img.freepik.com

Команда собирается принять участие в классическом ралли?

В этом году URAL MOTORSPORT, помимо грузовых ралли-рейдов и трак-триала, попробует себя в классическом ралли. Команда готовит три автомобиля Lada Granta Sport для участия в этой дисциплине, основная цель — быстро наработать опыт и принять участие в официальных стартах.

В каком количестве спортивных грузовиков будет сформирована команда к 2025 году?

В трак-триале выступают три автомобиля «Урал» с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8. Экипажи: Александр Сычев и Роман Макшанцев; Сергей Шершнев и Иван Болотов; Николай Королев и Владимир Петелин.

Изображение: img.freepik.com

В этом сезоне в ралли-рейдах наша команда представит три спортивных автомобиля. Юрий Найман, Александр Шмелев и Андрей Станиславчук будут выступать вместе. В другом составе Алексей Попов, Кирилл Воротников и Дмитрий Утев. Антон Кушников, Дмитрий Берсенев и Иван Королев также заявлены в качестве экипажа. Все члены команд — сотрудники АЗ «Урал».

Изображение: img.freepik.com

Средний возраст спортсменов сегодня тридцать лет. Все пилоты имеют опыт участия в ралли, а навигаторы — инженерное образование. Профессиональная подготовка проходила совместно с инструкторами.

Выбор механиков для экипажа базируется на четких критериях: глубокое понимание конструкции автомобиля и способность действовать в сложных ситуациях.

Подробно расскажите о создании спортивных автомобилей. У команды есть свой центр компетенций?

Вместе с отделами «Ралли-рейды» и «Трак-триал», которые непосредственно участвуют в создании спортивных машин, команда располагает собственным конструкторско-технологическим отделом и участком сборки и ремонта.

Конструкции спортивных болидов для трак-триала серийные. С некоторыми отличиями. Например, устанавливают внешний силовой каркас на кабину для защиты экипажа при перевороте. Топливные баки и пневмосистемы монтируют внутрь рамы для лучшей развесовки по осям, оптимизации центра тяжести и упрощения буксировки в аварийной ситуации. Для повышения мощности перепрошивают ЭБУ двигателя. Здесь и заканчивается тюнинг.

Автомобили для ралли-рейдов отличаются от всех остальных. Им необходимо выдерживать длительные экстремальные нагрузки. Чтобы поддерживать высокий уровень конкуренции, каждая деталь спортивного грузовика должна соответствовать самым высоким характеристикам. Для этого используются все современные наработки. В результате получается машина совершенно другого класса: мощная, маневренная, надежная и конкурентоспособная.

Изображение: img.freepik.com

Конструкторы автозавода часто просят вас испытать свои новинки во время состязаний?

В реальности подобная практика встречается, преимущественно в трак-триале. Поскольку автомобили серийные, с командой непрерывно взаимодействуют конструкторы завода. Реальные результаты соревнований передаем им как обратную связь и фактически являемся испытателями. Часто наши разработки внедряются в серийное производство.

Изображение: img.freepik.com

Где и как тренируются спортсмены?

Я уже говорил, что URAL MOTORSPORT — молодая команда. У нас пока нет собственного полигона, но мы стараемся, чтобы он появился в ближайшем будущем. Пока пользуемся возможностью тренироваться на спецучастках соревнований. К примеру, на чемпионате по ралли-рейдам «Золото Кагана — 2024» в Астрахани продлили командировку несколько дней для тренировки участников. Также регулярно проводим и участвуем в соревнованиях по ралли-рейдам на багги для повышения навыков экипажей. Но лучшая тренировка, как известно, гонка сама собой!

Чтобы заниматься автоспортом, нужно быть увлеченным в хорошем смысле слова, болеть за команду и результат. У тех, кто страстно любит свою работу, есть хороший стимул. В гонке приходится проезжать по 1000 км в день, из которых 500 км боевых спецучастков. Иногда хочется остановиться и выйти из кабины, но всё равно жмешь дальше и добиваешься результата наперекор всем трудностям! Так закаляется спортивный характер и вырабатываются гены победителей.

Изображение: img.freepik.com

Каковы основные цели команды для сезона 2025 года?

Основная цель — совершенствование навыков нашей команды, особенно через общение с более опытными специалистами. Постройка Москвы не была быстрой, мы двигаемся к поставленным целям планомерно. Настойчивости и терпения нам, уральцам, никогда не занимать!