Вездеход «Ямал»: зверь болот

Вездеход «Ямал»: болотный монстр

Впечатлённые увиденным люди не верили своим глазам. Пока человек, опираясь на слегу и по пояс погружаясь в топь, с трудом передвигался, исполин с 52-тонным бульдозером на платформе уверенно шел вперед, практически не проваливаясь в болото.
Уникальные кадры архивной кинопленки – немногое, что может пролить свет на болотоход Foremost Yamal, но мы попытались восполнить пробелы в истории появления этой уникальной модели.

Канадцы доказали большое будущее конструкции с четырьмя гусеницами своими «Формостами», которые успешно передвигались по канадским лесам. Позже такую же конструкцию применили в НАМИ-0157БК наши конструкторы. Рамы, опирающиеся на поворотные платформы из четырех резинометаллических гусениц, стали завоевывать бездорожье, применяясь как в оригинальном виде, так и с вариациями. В 1978 году появился трактор, похожий на «Кировец», но катящийся по земле не на колесах, а на четырех гусеницах.

Кропоткинский экспериментальный машиностроительный завод выпускал необычный транспорт — снегоболотоход. Под капотом у него находился отечественный V-образный 12-цилиндровый дизель мощностью 300 «лошадей». Благодаря этому он мог передвигаться со скоростью 12 км/ч и перевозить до 32 тонн груза по твердому грунту, а на заболоченной местности — до 27 тонн.

Модель БТ361А-01 «Тюмень» обладала универсальностью: могла функционировать в качестве трубовоза, топливозаправщика и даже экскаватора благодаря возможности монтажа любого оборудования на платформу. Высота дорожного просвета 600 мм и невысокое удельное давление на грунт позволяли ей преодолевать преграды, где обычная гусеничная техника застревала. Погрузить «Тюмень» до такого состояния было непростое дело: ее шноркель, возвышающийся над крышей на четыре метра, обеспечивал высокую степень защиты от затопления. В результате получилось внушительное и многофункциональное транспортное средство.

Самым крупным транспортным средством с четырьмя гусеницами, когда-либо пересекавшим тундру, стал СВГ-701 «Ямал». Этот снегоболотоход с серпом, молотом и кленовым листом на борту конструкторы разрабатывали совместно с канадской компанией «Формост» в конце 1980-х годов. Его создание требовалось для доставки на нефтяные месторождения крупногабаритных и тяжелых грузов, таких как части буровых установок, техника, топливо и тому подобное. Планировалось также разработать на его базе кран грузоподъемностью 140 тонн. Военные проявляли интерес к этому процессу: баллистические ракетные установки в труднопроходимой тундре – неожиданный сюрприз для противника! В связи с этим «Ямал» должен был перевозить до 70 тонн полезной нагрузки.

Транспортёр длиной 20 метров, шириной 4,7 метра и высотой 4,5 метра весил почти 100 тонн. В моторном отсеке за кабиной работал 8-цилиндровый дизель «Детройт» мощностью 715 лошадиных сил. Необычную маневренность обеспечивали независимые гусеничные тележки, поворачивающиеся в противофазе.

Управление «Ямалом» ненамного сложнее управления автомобилем: всё привычно – руль, педали, селектор АКП. Трехместная кабина обеспечивала неслыханный комфорт. Ради жизнедеятельности в условиях низких температур её снабдили тройной системой отопления. Герметичную и хорошо утепленную кабину можно было прогревать от системы охлаждения двигателя, от автономного отопителя и от жидкостного теплогенератора. Водитель располагался на довольно удобном кресле с множеством регулировок. Имела регулировки и рулевая колонка, как по углу наклона, так и по вылету.

Благодаря вместительности топливного бака объемом 2120 литров «Ямал» мог преодолевать расстояние в 700 километров без дозаправки. Однако такой маршрут занимал много времени, поскольку максимальная скорость снегоболотохода составляла 15 километров в час. Медленно, но как говорится, зато везде. Было построено два таких снегоболотохода. И кто знает, сколько их могло бы быть, если бы не 1990-е годы. В любом случае, на то время это было самое крупное транспортное средство подобного типа. Что-что, а самые большие мы умели строить. Даже микросхемы у нас тогда были больше всех…

СВГ-701 «Ямал»
Габариты (длина/ширина/высота) 20 560х4700х4500 мм
Длина платформы 12 000 мм
Радиус поворота 22 000 мм
Дорожный просвет 520 мм
Двигатель дизельный, V8, 715 л.с.
Снаряженная масса 97 500 кг
Максимальная глубина преодолеваемого брода 2600 мм