Вездеход «Ямал»: зверь болот

Вездеход «Ямал»: болотный монстр
Впечатлённые увиденным люди не верили своим глазам. Пока человек, опираясь на слегу и по пояс погружаясь в топь, с трудом передвигался, исполин с 52-тонным бульдозером на платформе уверенно шел вперед, практически не проваливаясь в болото.
Уникальные кадры архивной кинопленки – немногое, что может пролить свет на болотоход Foremost Yamal, но мы попытались восполнить пробелы в истории появления этой уникальной модели.
Канадцы доказали большое будущее конструкции с четырьмя гусеницами своими «Формостами», которые успешно передвигались по канадским лесам. Позже такую же конструкцию применили в НАМИ-0157БК наши конструкторы. Рамы, опирающиеся на поворотные платформы из четырех резинометаллических гусениц, стали завоевывать бездорожье, применяясь как в оригинальном виде, так и с вариациями. В 1978 году появился трактор, похожий на «Кировец», но катящийся по земле не на колесах, а на четырех гусеницах.

Кропоткинский экспериментальный машиностроительный завод выпускал необычный транспорт — снегоболотоход. Под капотом у него находился отечественный V-образный 12-цилиндровый дизель мощностью 300 «лошадей». Благодаря этому он мог передвигаться со скоростью 12 км/ч и перевозить до 32 тонн груза по твердому грунту, а на заболоченной местности — до 27 тонн.

Модель БТ361А-01 «Тюмень» обладала универсальностью: могла функционировать в качестве трубовоза, топливозаправщика и даже экскаватора благодаря возможности монтажа любого оборудования на платформу. Высота дорожного просвета 600 мм и невысокое удельное давление на грунт позволяли ей преодолевать преграды, где обычная гусеничная техника застревала. Погрузить «Тюмень» до такого состояния было непростое дело: ее шноркель, возвышающийся над крышей на четыре метра, обеспечивал высокую степень защиты от затопления. В результате получилось внушительное и многофункциональное транспортное средство.

Самым крупным транспортным средством с четырьмя гусеницами, когда-либо пересекавшим тундру, стал СВГ-701 «Ямал». Этот снегоболотоход с серпом, молотом и кленовым листом на борту конструкторы разрабатывали совместно с канадской компанией «Формост» в конце 1980-х годов. Его создание требовалось для доставки на нефтяные месторождения крупногабаритных и тяжелых грузов, таких как части буровых установок, техника, топливо и тому подобное. Планировалось также разработать на его базе кран грузоподъемностью 140 тонн. Военные проявляли интерес к этому процессу: баллистические ракетные установки в труднопроходимой тундре – неожиданный сюрприз для противника! В связи с этим «Ямал» должен был перевозить до 70 тонн полезной нагрузки.

Транспортёр длиной 20 метров, шириной 4,7 метра и высотой 4,5 метра весил почти 100 тонн. В моторном отсеке за кабиной работал 8-цилиндровый дизель «Детройт» мощностью 715 лошадиных сил. Необычную маневренность обеспечивали независимые гусеничные тележки, поворачивающиеся в противофазе.

Управление «Ямалом» ненамного сложнее управления автомобилем: всё привычно – руль, педали, селектор АКП. Трехместная кабина обеспечивала неслыханный комфорт. Ради жизнедеятельности в условиях низких температур её снабдили тройной системой отопления. Герметичную и хорошо утепленную кабину можно было прогревать от системы охлаждения двигателя, от автономного отопителя и от жидкостного теплогенератора. Водитель располагался на довольно удобном кресле с множеством регулировок. Имела регулировки и рулевая колонка, как по углу наклона, так и по вылету.

Благодаря вместительности топливного бака объемом 2120 литров «Ямал» мог преодолевать расстояние в 700 километров без дозаправки. Однако такой маршрут занимал много времени, поскольку максимальная скорость снегоболотохода составляла 15 километров в час. Медленно, но как говорится, зато везде. Было построено два таких снегоболотохода. И кто знает, сколько их могло бы быть, если бы не 1990-е годы. В любом случае, на то время это было самое крупное транспортное средство подобного типа. Что-что, а самые большие мы умели строить. Даже микросхемы у нас тогда были больше всех…
СВГ-701 «Ямал» | |
Габариты (длина/ширина/высота) | 20 560х4700х4500 мм |
Длина платформы | 12 000 мм |
Радиус поворота | 22 000 мм |
Дорожный просвет | 520 мм |
Двигатель | дизельный, V8, 715 л.с. |
Снаряженная масса | 97 500 кг |
Максимальная глубина преодолеваемого брода | 2600 мм |