Вездеход Ямал: болотный монстр

Этот снегоболотоход, созданный советскими конструкторами совместно с канадцами, побил все рекорды проходимости и грузоподъемности. И по сей день «Ямал» остается самым большим гусеничным вездеходом в мире

Те, кто это видел, не верили своим глазам. В то время как человек, опираясь на слегу и по пояс погружаясь в топь, еле-еле передвигал ноги, этот исполин с 52-тонным бульдозером на платформе уверенно шел вперед, практически не проваливаясь в болото. Уникальные кадры архивной кинопленки – немногое, что может пролить свет на болотоход Foremost Yamal, но мы попытались восполнить «белые пятна» в истории появления этой уникальной модели.

То, что конструкция с четырьмя гусеницами имеет большое будущее, доказали еще канадцы. Свои «Формосты» они строили именно по такому принципу, и те успешно передвигались по канадским дебрям. Позже эту же конструкцию применили в своем НАМИ-0157БК и наши конструкторы. Ну, а дальше пошло-поехало. Рамы, опирающиеся на поворотные платформы из четырех резинометаллических гусениц, стали, что называется, завоевывать бездорожье. Причем применялись они как в оригинальном виде, так и с вариациями. Так, в 1978 году свет увидел нечто похожее на трактор «Кировец», однако катил он по земле-матушке не на огромных колесах, а на четырех гусеницах.

Вездеход «Ямал»: болотный монстр

Выпускал столь непривычное глазу транспортное средство Кропоткинский экспериментальный машиностроительный завод. Под капотом у этого то ли трактора, то ли седельного тягача стоял отечественный V-образный 12-цилиндровый дизель мощностью 300 «лошадей». Это позволяло снегоболотоходу передвигаться со скоростью 12 км/ч и брать на борт до 32 тонн груза разного назначения на твердом грунте и 27 тонн на заболоченной местности.

Вездеход «Ямал»: болотный монстр

БТ361А-01 «Тюмень» мог работать и как трубовоз, и как топливозаправщик, и даже как экскаватор, потому как на его платформу без проблем монтировалось любое оборудование. А клиренс в 600 мм и незначительное удельное давление на грунт позволяли пробираться ему туда, где обычная гусеничная техника вязла по самый шноркель. Утопить до такого состояния «Тюмень» нужно было постараться, потому как ее шноркель, чуть возвышаясь над крышей, был на высоте четырех метров. Внушительная машина получилась.

Вездеход «Ямал»: болотный монстр

Но все же самым исполинским транспортным средством с четырехгусеничной схемой, которое когда-либо бороздило просторы тундры, был СВГ-701 «Ямал». Этот снегоболотоход с серпом, молотом и кленовым листом на борту в конце 1980-х наши конструкторы проектировали совместно с канадской компанией «Формост». Основная причина его создания крылась в необходимости доставки на нефтяные месторождения крупногабаритных и, что немаловажно, тяжелых грузов, коими могли быть части буровых установок, техника, топливо и так далее. Планировалось также, что на его базе в дальнейшем создадут кран грузоподъемностью 140 тонн. Естественно, смотрели на этот процесс с интересом и военные. Баллистические ракетные установки в непроходимой тундре – что может быть неожиданней для врага! В связи с этим «Ямал» должен был брать на борт до 70 тонн полезной нагрузки. 

Вездеход «Ямал»: болотный монстр

В итоге полная масса транспортера, длина которого составляла 20 метров, а ширина и высота – 4,7 и 4,5 метра соответственно, была равна без малого 100 тоннам. В качестве силового агрегата в моторном отсеке, который расположился за кабиной, трудился 715-сильный 8-цилиндровый «Детройт дизель». Необычную маневренность в поворотах столь габаритному транспортному средству обеспечивали независимые гусеничные тележки, поворачивающиеся в противофазе.

Вездеход «Ямал»: болотный монстр

Управлять «Ямалом» было ненамного сложнее, чем автомобилем: все привычно – руль, педали, селектор АКП. А сама трехместная кабина обеспечивала и вовсе неслыханный комфорт. Ради обеспечения жизнедеятельности в условиях низких температур она была снабжена тройной системой отопления. Герметичную и хорошо утепленную кабину можно было прогревать от системы охлаждения двигателя, от автономного отопителя и от жидкостного теплогенератора. Водитель располагался на довольно удобном кресле с множеством регулировок. Имела регулировки и рулевая колонка, причем как по углу наклона, так и по вылету. 

Вездеход «Ямал»: болотный монстр

Благодаря 2120-литровому баку «Ямал» мог совершенно спокойно преодолевать расстояние в 700 км на одной заправке. Вот только уходило на такой маршрут много времени, потому как максимальная скорость снегоболотохода составляла 15 км/ч. Не быстро, но, как говорится, зато везде. Всего было построено два таких снегоболотохода. И как знать, сколько бы их было еще, если бы не 1990-е. Так или иначе, но на то время это было самое крупное из существующих транспортных средств такого типа. Что-что, а самое крупное мы строить умели. Даже микросхемы у нас тогда были больше всех…

 СВГ-701 «Ямал»
Габариты (длина/ширина/высота) 20 560х4700х4500 мм
Длина платформы 12 000 мм
Радиус поворота 22 000 мм
Дорожный просвет 520 мм
Двигатель дизельный, V8, 715 л.с.
Снаряженная масса 97 500 кг
Максимальная глубина преодолеваемого брода 2600 мм

 


Источник