Вековой спор: Джип против Скат

Мифы непроходимых дорог: Джип versus Скаут.
От тракторов к внедорожникам
К спецтехнике типа карьерного самосвала относится внедорожник. Въезд на дорогу для него запрещен. Машины повышенной проходимости скорее следует называть «вседорожниками», а не «джипами». Такая терминология закреплена Chrysler Group LLC, производителем Jeep, который недоволен путаницей и безвозмездным использованием своей торговой марки.
Битва за терминологию – не самая большая проблема: создателю джипов пришлось понервничать из-за компании International Harvester (IH), которая решила расширить свой бизнес производителя тракторов, грузовиков и автобусов за счёт выпуска внедорожников. Противостояние уникально тем, что обе компании выпускали только внедорожники, пренебрегая остальными типами «гражданских» машин. В 1961 году IH презентовала Scout, объявив его альтернативой Jeep и фактически вытащив счастливый билет – на 60-е пришёлся пик популярности внедорожников, а добротный и лаконичный автомобиль идеально отвечал требованиям клиентов IH. Это была техника для фермеров – но не только для работы, а ещё и для отдыха.

Главный соперник Scout не собирался оставить рынок без борьбы – к 1961 году Jeep обладал обширным опытом и особенными разработками. Прототип джипа Bantam BRC создали в 1940 году для армии на фирме American Bantam.

Willys-Overland и Ford Motor Co получили заказ на доработку. По одной версии, слово «джип» стало популярным после статьи журналистки Катарины Хиллер в Washington Post, где армейское прозвище Ford GPW и Jeep Willys MB стало общеизвестным.

В годы Второй мировой войны модель закрепила за собой наименование «джип». В СССР, получившем по ленд-лизу более 52 тысяч автомобилей, их называли «виллисами». После войны компания Willys-Overland модифицировала авто в серию гражданских внедорожников CJ (Civilian Jeep), назвав «первенца» CJ1A. К 1950 году компания смогла закрепить за собой марку Jeep и создать первый в истории автопроизводства гражданский микроавтобус – предка модели Grand Cherokee. В 1953 году Willys-Overland слилась с фирмой Kaiser Motors, и объединенная компания получила название Willys Motors Incorporated.

Битва за клиента
К началу шестидесятых годов двадцатого века у Jeep был многолетний опыт производства внедорожников, а у Scout — новизна предложения и доверие клиентов, привыкших к проверенному качеству комбайнов и тракторов. В 1961 году флагманом CJ, ключевой серии Jeep, являлся многоместный Station Wagon. Дела шли хорошо, но конкуренты из International Harvester усилили давление, и Willys Motors Inc. пришлось срочно принимать меры. В 1962 году фирма представила Jeep Wagoneer: первый на рынке грузопассажирский автомобиль с трёхступенчатой автоматической коробкой передач и единственным в США двигателем с верхним распределительным валом собственного производства. Машина существовала в двух вариантах – полноприводная и заднеприводная. Через год после выпуска первой модели Willys Motors Inc. сменила название на Kaiser Jeep, а у Wagoneer появился двигатель V8 мощностью 250 л.с. – для того времени самый мощный в классе внедорожников.

Успех первых Scout 80 побудил компанию IH предложить владельцам своих внедорожников автодома-кемперы. После выпуска ста тысяч Scout выпустили ограниченную серию красно-белых Scout Red Carpet Series в три тысячи экземпляров.

В 1965 году вышел на рынок Scout 800, который три года оставался популярным. Новая модель получила апгрейд приборной панели, комфортные вогнутые сиденья, систему отопления и 4-цилиндровый двигатель Comanche 152 мощностью 93 л.с. В том же году дилеры Jeep представили новый Super Wagoneer, который впоследствии получил автоматическую трансмиссию. Через год компания IH предложила клиентам Scout 800 Sportop в двух вариантах – со стеклопластиковым верхом и мягкой крышей.

Несмотря на то что двигатели International Harvester уступали по мощности моторам Willys Motors Inc., доступные, надёжные и удачные с точки зрения дизайна внедорожники пользовались большой популярностью в Америке и за её пределами. Пиком славы стал выпуск Scout 800А – модель 1968 года с повышенным по сравнению со Scout 800 уровнем комфорта, обновлённой трансмиссией и разными вариантами двигателей – V8 266 и V8 304.

International Harvester предлагала пикап Light Line, кабриолет Sportop, Aristocrat с виниловым салоном и багажником на крыше. В это время инженеры Jeep вынуждены были приостановить разработку. Причина заключалась в том, что через год после выпуска Scout 800А произошел очередной поворот: Willys Motors Inc. передала заводы по производству джипов American Motors Co.
Взлёт и падение International Harvester
К началу семидесятых годов компания International Harvester достигла пика своего развития: на фабриках, где трудились более ста тысяч человек, производили пикапы, грузовики, технику для лесозаготовок и сельское хозяйство. Последней моделью серии 800 стал внедорожник 800B, которого в 1971 году сменил Scout II.

Продажи шли успешно до конца 70-х годов, но в разгар кризиса на заводе разгорелся скандал из-за премии почти в два миллиона долларов для президента IH. Рабочие устроили забастовку на полгода, которую компания не пережила. Последние модификации, Traveler и Terra, ушли с дорог в аукционные каталоги. Остаточные активы International Harvester были проданы в 1984 году, а в 1986 компания реорганизовалась как Navistar International и по сей день работает под таким названием.

International Harvester терпела убытки на 600 миллионов долларов, а производители Jeep оставались на плаву: гражданский полноприводный джип CJ5 выпускался с 1954 по 1983 год, в серии J (Wagoneer и Super Wagoneer) появился двигатель на 8 цилиндров, дополненный в 1973 году трансмиссией Quadro Track. После объединения Kaiser Jeep с AМС первым значительным прорывом стал новичок J-серии Jeep Cherokee – самый популярный из всех джипов. Несмотря на яростную конкуренцию длиной почти в 20 лет, вклад Scout и Jeep в автомобилестроение и культуру разных стран сложно переоценить: достаточно вспомнить жёлтые школьные автобусы International Harvester, свидетельство благополучной жизни в 90-е в виде Grand Cherokee, зарождение класса SUV и волну советских внедорожников, вдохновлённых военными «виллисами».
Производство «Скаутов» давно остановлено, и у коллекционеров машины в хорошем состоянии стоят дорого. В Америке можно найти много экземпляров, не годных к эксплуатации, которые предлагаются по умеренным ценам. Цена International Harvester Scout в таком состоянии, как на фото, колеблется от 4600 до 4800 долларов.

Часто подобный автомобиль нуждается в полной реставрации. Иногда проще полностью его переделать, сделав уникальный экземпляр на базе классической модели. Так поступил Аарон Кауфман, кастомайзер из Gas Monkey, взявшийся за переделку Scout Comanche 1971 года в гоночный внедорожник Arclight Ultra 4500.

Строительство данного внедорожника заложило основы новой программы «Крутой вираж Аарона Кауфмана», транслируемой по понедельникам на канале Discovery в 22:00.