Легендарный ВАЗ-2101: как советский автомобиль остается востребованным и сегодня


Несмотря на то, что сегодня эти автомобили носят имя LADA и заметно отличаются от заднеприводных машин прошлых лет, на дорогах ещё можно встретить модели от «Копейки» до «Семёрки». И эти автомобили продолжают служить своим владельцам, хотя и в основном в отдалённых регионах.

Изображение: img.freepik.com


Сегодня автопортал autotry.ru поведает историю создания первой модели «Жигулей». Это
ВАЗ-2101, издание пользовалось огромной популярностью, что подтверждается тиражом, превысившим 4,8 млн экземпляров.

«Рождение» легенды


К середине 1960-х годов советское руководство осознало значительное отставание отечественного производства легковых автомобилей от зарубежных аналогов. Для разработки конкурентоспособного автомобиля потребовались значительные финансовые ресурсы. В связи с этим было принято решение о заключении контракта с итальянской компанией Fiat.


Итальянцы не только согласились на продажу оборудования, но и взяли на себя обязательство помочь в создании полноценного завода, который должен был стать самым крупным на территории СССР. В качестве модели для воспроизводства, разумеется, по лицензии, было выбрано
Fiat 124.


К тому времени крупные европейские производители уже пришли к выводу о неперспективности заднеприводных автомобилей. Их уверенность была направлена на передний привод. Однако, масштабная перестройка – это длительный и весьма дорогостоящий процесс.


Поскольку возникла возможность реализации устаревших моделей Советскому Союзу, ею не преминули воспользоваться. Представителей СССР убедили, что им необходимы заднеприводные автомобили, и эта стратегия оказалась успешной.


В 1966 году в Советский Союз поступили первые Fiat 124. Эти автомобили до сих пор многими считаются превосходящими по качеству ВАЗ-2101, созданные позднее. Однако уже первые испытания показали, что реалии советской жизни не располагают к широкой популярности итальянских машин.


Кузов демонстрировал трещины в местах сварки, а подвеска также не справлялась с нагрузками. Завершая список проблем, картеры задних мостов начали лопаться. При этом это происходило на всех автомобилях, не пройдя и 10 тысяч километров пробега. Итальянцы выражали недовольство, отмечая, что машины создавались для эксплуатации на асфальте, и задаваясь вопросом, зачем их используют на грунтовых дорогах и полигонах с каменистой поверхностью.


К счастью, руководство будущего Волжского автомобильного завода здраво оценили потенциал проекта и сделали заявление о том, что такой автомобиль не востребован среди граждан. Поэтому иностранным специалистам предложили продолжить доработку. Вместе с тем, было решено отказаться от двигателей с распредвалом в блоке цилиндров, что потребовало внедрения системы OHC.


Хотя ВАЗ-2101 и выглядел похоже на свой прототип, он был подвергнут более чем восьмистам доработкам. Эти изменения были направлены на продление ресурса, учитывая тяжелые условия эксплуатации. В результате новый автомобиль оказался самым теплым в Советском Союзе, а двигатель запускался даже в сильные морозы без затруднений.

«Москвич» был хуже или лучше?


Когда производство ВАЗ-2101 стартовало, «народным» автомобилем считался Москвич-412. В связи с этим, его и стали сравнивать с новой моделью. Первое впечатление оказалось на стороне ВАЗ-2101.


Копейка» производила впечатление новаторского автомобиля. Другим важным аспектом стало использование более современных материалов в процессе изготовления. Кроме того, Волжский автозавод был возведён с нуля, поэтому всё оборудование на нём было новым.


ВАЗ-2101 предлагал больше места и удобства в салоне по сравнению с автомобилями АЗЛК. «Копейка» демонстрировала заметно более высокую динамику и скорость. Более того, в ней было значительно теплее зимой, что, как ни странно, учитывая итальянские корни. Это подтверждает тщательную проработку Fiat 124.


Но те, кто предпочитает отдых на даче или в деревне, не торопились отказываться от
Москвича-412, даже если такая возможность и возникала, она была нереализованной. Этот неказистый автомобиль от АЗЛК позволял преодолевать участки, на которых «Жигули» терпели поломки и застревали. Кроме того, 412-й можно было загружать до отказа – устаревшие подвески выдерживали такую нагрузку.


Не менее важным является и то, что «Москвич» способен работать на топливе невысокого качества. За пределами крупных городов бензин АИ-93 часто представлял собой проблему. Его качество нередко было неудовлетворительным. Многие владельцы ВАЗ-2101, эксплуатировавшие автомобили в советское время, помнят, как приходилось останавливаться через десяток километров после заправки и проводить очистку топливной системы.


Для работы двигателя Москвича-412 было достаточно бензина марки АИ-76, в радиаторе использовали воду вместо антифриза, а для смазки применяли не самое качественное моторное масло. К тому же, ремонт этого автомобиля был значительно проще, поскольку для него практически не требовался специализированный инструмент.


А водителю было комфортнее за рулём Москвича-412
АЗЛК-2140 и вовсе казался верхом комфорта.

«Эксклюзивные» ВАЗ-2101 первых выпусков


В интернете время от времени появляется информация о том, что первые автомобили ВАЗ-2101 собирались из итальянских машинокомплектов. Однако, как известно из истории создания этой модели, это не могло быть правдой, поскольку Fiat 124 подвергся значительной модернизации и стал советским автомобилем.


Строительство Волжского автомобильного завода было завершено в кратчайшие сроки. Корпуса сдавались в ускоренном темпе, монтаж оборудования не всегда удавалось осуществить вовремя. Также приходилось осваивать и совершенствовать технологии изготовления новых деталей.


Именно поэтому в первых партиях автомобилей присутствовали некоторые итальянские компоненты. Среди них были генератор, стартер, оптика и даже отдельные элементы крепежа, такие как болты. Однако, начиная с первых месяцев, объем импортных деталей постепенно снижался. Итальянская сторона не возражала против долгосрочного обеспечения СССР необходимыми запчастями. Но руководство Волжского автозавода осознавало, что зависимость от партнёра – это нежелательно.


Постепенно отказались от использования иностранных комплектующих. Их применяли в ограниченных партиях, предназначенных для экспорта. Иностранные покупатели также приобретали эту модель, поскольку она стоила меньше и была более надёжной.

ВАЗ-2101 сейчас


В 2025 году «Копейка» продолжает пользоваться умеренным, но стабильным спросом. Это объясняется тем, что цены на исправные автомобили начинаются от 60 тысяч рублей. ВАЗ-2101 обычно покупают для использования в течение нескольких сезонов, после чего её утилизируют, разбирая на запчасти и металлолом.


Приятно видеть, что некоторые уже воспринимают «Единичку» как нечто из прошлого. Эти энтузиасты восстанавливают автомобили до заводского состояния, и отдельные экземпляры выглядят даже лучше, чем в день выпуска.


Приобрести такой ВАЗ-2101 по низкой цене маловероятно. Однако, самостоятельное восстановление автомобиля вполне возможно. Правда, потребуются значительные затраты сил и средств.

Справка

ВАЗ-2101 «Жигули» — советский легковой автомобиль малой класса с задним приводом и кузовом седан.

Ранее мы писали о том, что продают уникальный раритет ВАЗ-2101, который разменял пятый десяток, но будто выглядит как новый.

Фото: drive2.ru, pinterest.com