В СССР оплату «Coca-Cola» производили автомобилями?

Изображение: img.freepik.com


СССР экспортировал «Жигули» и БелАЗы, импортируя в ответ концентрированный сироп для газировки.


В 1973 году в СССР появилась газировка «Пепси-Кола». Через год завод по её розливу начал работу в Новороссийске. Совместная работа советской и американской сторон выглядела так: компания «Пепсико» отправляла водку «Столичную» в США, а вырученные от продажи водки средства использовались для закупки концентрата для разлива напитка на территории Советского Союза.

Изображение: img.freepik.com

Грузовик GMC C6500, перевозящий «Пепси» в Москве


Главный соперник «Пепсико», компания «Кока-Кола», начала свою деятельность на территории одной шестой части суши позднее, поставив первую партию газировки «Фанта» в 1979 году. Договоренность об этом была достигнута на уровне глав государств — во время встречи Леонида Брежнева и Ричарда Никсона.


В Москве появилось предприятие по розливу «Фанты». Во время летней олимпиады 1980 года в СССР вышла на рынок и «Кока-Кола», но широкой продажи стала доступна только после запуска крупного производства в 1987 году.

Изображение: img.freepik.com

Га van Coca-Cola на московской Олимпиаде 1980 года.


За поставки концентрата «Кока-Колы» решили расплачиваться автомобилями Волжского автозавода, но не водкой. В США автомобили «Лады», вероятно, не пользовались бы спросом (в отличие от «Столичной»), поэтому тольяттинские машины стали отправлять на экспорт в Великобританию через европейский филиал «Кока-Колы».

Изображение: img.freepik.com

Разгрузка «Лад» в британском порту


Сначала британцы увидели «Лады» в 1974 году, но настоящая популярность марки пришлась на конец 1980-х годов. Несмотря на то, что в Великобритании «Лады» часто становились предметом шуток и историй, спрос на советские машины был высоким из-за невысокой цены. В 1988 году на британском рынке продали 30 тысяч «Лад».
модели Riva.


В 1989 году в рамках поставок «Кока-Колы» СССР направил в США груз карьерных самосвалов БелАЗ-7523.

Изображение: img.freepik.com

БелАЗ-овские грузовики ожидают отбытия в Америку.


Потребность в таких торговых схемах исчезла, когда рубль стал конвертируемой валютой. «Ладами» в начале девяностых годов сложнее было расплачиваться: спрос на советские автомобили в Великобритании снизился из-за устаревшей линейки моделей и появления корейских марок.