В СМЕРТИ ЖИЗНЬ. 1961 г. Формула-1: чемпионаты, которых не было


«В СМЕРТИ ЖИЗНЬ». 1961 г. Формула-1: чемпионаты, которых не было

«5 колесо» продолжает подводить итоги альтернативных чемпионатов Формулы-1 на основе исторических протоколов. В зачет Чемпионатов Европы идут результаты европейских пилотов в европейских Гран-при, а в зачет Кубка Наций – результаты пилотов разных стран во всех гонках чемпионата мира *

Чемпион мира 1961 г.: Фил Хилл (США), Ferrari

Обладатель Кубка Конструкторов 1961 г.: Ferrari

Чемпион Европы 1961 г.: Вольфганг фон Трипс (Германия), Ferrari

Кубок Наций 1961 г.: США – 75 очков,  Великобритания – 62 очка, Германия – 33 очка

В отличие от двух предыдущих сезонов, окрашенных в британский гоночный зеленый, в первый год нового десятилетия передовые ряды самой престижной гоночной серии планеты вновь окрасились в красные итальянские цвета.

Новая машина из Маранелло — Ferrari 156 с оригинальным, ставшим впоследствие легендарным «акульим носом», получилась не только невероятно красивой, но и очень быстрой. Лишь на первом этапе в Монако так и некоронованный британский принц Ф-1 50-х смог вырвать победу из под колес «гарцующих жереюцов». Зато четыре следующих гонки легко выиграли пилоты Scuderia: две победы записал на свой счет немец Вольфган фон Трипс, по одной – американец Фил Хилл и итальянец Джанкарло Багетти. Двоим первым в итоге и суждено было разыграть между собой и чемпионский титул. Немец смотрелся чуть предпочтительнее американца и за два этапа до финиша сезона лидировал в чемпионате мира. Однако развязка сезона получилась неожиданно быстрой и трагической.

По принятой в те годы системе начисления очков, когда в зачет шли лишь пять лучших результатов из восьми, победа на предпоследней гонке сезона в Монце фактически уже делала фон Трипса чемпионом мира.
Никогда еще Вольфганг не выглядел столь уверенно на тренировках. А ведь гонки обычно удавались ему куда лучше. В тот уик-энд он, без пяти минут чемпион мира, выиграл в Монце свою первую поул-позицию в карьере и был настроен более чем оптимистично. Одновременно  этот Гран-при мог стать одним из самых захватывающих в истории, ведь только за полтора первых круга лидер поменялся минимум пять раз, но вместо этого Монца’61 оказалась самой мрачной страницей в летописи Ф-1…

На втором круге при выходе из «Курва Виалоне» Кларк вплотную подобрался к Ferrari фон Трипса. Что произошло дальше до сих пор доподлинно неизвестно… Очевидцы утверждают, что в конце длинной прямой перед «Параболикой» Джим попытался обогнать Вольфганга слева, но, не рассчитав, слегка задел правым передним колесом своего Lotus левое заднее колесо Ferrari. Касание получилось не сильным, но скорость в этом месте была уж слишком велика — под 300 км/ч, — и легкого толчка оказалось достаточно, чтобы автомобиль немца, словно огромный красный снаряд, взлетел в воздух и, сметая все на своем пути, понесся вдоль трассы прямо на стоявшую на насыпи толпу болельщиков. Через несколько секунд все было кончено: 12 человек, включая Вольфганга, расстались в тот день с жизнью в Королевском парке Монцы. Еще трое умерли от ран через несколько дней.

Благодаря 39 «европейским очкам», завоеванным на первых шести этапах сезона, немец посметрно стал чемпионом Европы, опередив трехкратного чемиона континента Стирлинга Мосса, но победа в мировом первенстве досталась его партнеру по Ferrari. Через полтора часа после смерти Вольфганга, Фил Хилл выиграл Гран-при Италии и опередил Вольфганга на одно очко, обеспечив себе титул чемпиона мира и принеся своей стране первый титул чемпиона мира и второй за три года Кубок Наций. Вполне заслуженный: в отличие от 1959-го года, американцы на этот раз взяли не столько числом, сколько умением!

Германии же первого титула чемпиона мира пришлось ждать еще долгих 33 года, вплоть до триумфа Михаэля Шумахера в 1994-м. А первым пилотом, которому этот титул достался посметро через девять лет после гибели Вольфганга там же в Монце станет австриец Йохен Риндт. Его имя, как и имя фон Трипса также будет навечно вписано кровью в историю Формулы-1.

IN MORTE VITA — «В СМЕРТИ ЖИЗНЬ» — этот девиз дома фон Трипсов много веков красуется над старинным фамильным склепом в Хеммербахе, где в числе других похоронен и граф Вольфганг Берге фон Трипс — последний представитель 700-летней династии – некоронованный Чемпион Европы, прославившийся своей жизнью и смертью за рулем красной «акулы» из Маранелло в шаге от титула чемпиона мира 1961 года.

* Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам в классе Формула-1 – достаточно консервативный вид автоспорта. Помимо Кубка Конструкторов и чемпионского титула в личном зачете, в Ф-1 лишь в последние годы стали вручать призы новичкам и лучшим в квалификации. Прежде альтернативные зачеты были не в чести, за исключением разве что Приза Лоренцо Бандини да Кубков Колина Чепмена и Джима Кларка в 80-х… А между тем даже без дополнительных инвестиций в Ф-1 можно было проводить еще минимум пару чемпионатов в разных зачетах: Кубок Наций и Чемпионат Европы, например. Но лучше поздно, чем никогда: «5 колесо» продолжает серию альтернативных чемпионатов Ф-1 в этих двух номинациях, результаты которых будут подведены на основе сугубо исторических фактов.

1950 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1951 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1952 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1953 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1954 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1955 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1956 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1957 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1958 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1959 Формула-1: чемпионаты, которых не было!

1960 Формула-1: чемпионаты, которых не было!


Источник