В сети делятся отзывами о Ниве Спорт: сборник просчетов и ошибок

Изображение: img.freepik.com


Продажи внедорожников «Лада Нива СпортВ апреле нынешнего года началось тестирование новой машины. Блогеры уже испытали её, указав на недоработки в конструкции. Никита Небылицкий высказался по поводу обнаруженных дефектов.


«Нива» для своего времени была настоящим прорывом: создана отличная машина, породившая целую категорию — компактных кроссоверов с несущими кузовами на легковых агрегатах и достаточным уровнем комфорта внутри. Но время неумолимо. В следующем году будет юбилей — 50 лет выпуска «Нивы» в серийном производстве. Машине крайне необходима глубокая модернизация, переосмысление ее конструкции.


Четыре года назад АвтоВАЗ попытался переосмыслить автомобиль «Нива», результатом чего стала модель «Лада Нива Спорт». Она настолько отличается от предыдущих версий, что сразу же после выпуска трое известных российских блогеров – Костя Академег, Булкин и канал Комбат Крю – приобрели по такой «Ниве» за свои средства. Все трое протестировали свои автомобили и выложили по два видео об этом.

Изображение: img.freepik.com

Эргономика


Начну с самого простого. Одна из проблем классической «Нивы» — посадка за рулем. В то время действовали другие стандарты эргономики, и у старой «Нивы» рулевой вал и педальный узел смещены вправо относительно водителя, как и у «Жигулей». Тогда это считалось незначительным…


На «Ниве Спорт» вал рулевого управления перенесли на четыре сантиметра влево. Посадка за рулем стала более прямой, однако педали не перемещали. Из-за этого сидите спиной прямо по направлению движения, а ногами несколько вправо. Также сместился руль, но приборная панель осталась на прежнем месте.


Первое – это асимметрия, которую можно заметить сразу. Второе — руль закрывает панель приборов, даже с возможностью регулировки его угла наклона.

Изображение: img.freepik.com


Три машины имели криво установленный руль. Но проблема заключалась не только в этом. У двух из трёх новых машин не выключались дворники. После включения их переставал реагировать рычаг, и они продолжали работать до тех пор, пока зажигание не выключили. При отключении зажигания, если дворники не были в нижнем положении, они после включения зажигания снова начинали работать — приходилось подгадывать момент отключения зажигания. Дилер признал это гарантийным случаем, заказал новый моторчик для дворников, который должен был прибыть через три недели, а временно отключил дворники на машине.


Это пока лишь самые начальные этапы, а цветы и ягоды придут впоследствии.

Коробка передач


У классической «Нивы» неудобно расположен рычаг коробки передач, а также рычаги включения пониженной передачи и блокировки межосевого дифференциала. На «Ниве Спорт» рычаг коробки переместили для удобства управления, а вместо двух рычагов понижайки и блокировки сделали один рычаг, отвечающий за обе функции.


Для переключения передач механизм закрепили на кузове, а управление коробкой осуществляют жесткой тягой, которая присоединена к ней. Двигатель с коробкой установлены на резино-металлических опорах и подвижны, в то время как кузов считается неизменным. Но связь между ними выполняется жесткой тягой.
При перемещениях двигателя вместе с коробкой на резиновых опорах, что происходит на неровностях дороги, у «Нивы Спорт» выскакивает передача. Даже на небольших, казалось бы, безобидных неровностях.

Мотор


Считаете всё? Первоначально на старую «Ниву» устанавливали обычный двигатель от ВАЗ-2106 объёмом 1,6 литра. Со временем его модернизировали впрыском и увеличением объёма до 1,7 литра. Однако «Нива» всё же достаточно тяжелая машина с немалыми трансмиссионными потерями, а для современного автомобиля 20 секунд разгона до сотни уже неприемлемо — это динамика «Газели» под грузом.


«Нива» требовала нового мотора, а у АвтоВАЗа его имелся: «шестнадцатиклапанный» объемом 1,6 литра и мощностью 122 лошадиных сил от
Гранты СпортЗвучит это, возможно, не очень хорошо, но мощность такого агрегата в полтора раза больше штатной инжекторной установки объемом 1,7 литра. С таким мотором автомобиль и летать может быть не стал бы, зато быстрее обычной «Нивы» точно получится.

Изображение: img.freepik.com


Есть одно но: любой мотор с четырьмя клапанами на цилиндр верховой. При равных объёме и конструкции, мотор с двумя клапанами едет лучше снизу — таковы особенности газодинамики. Это решаемо: обороты максимальной мощности у «шестнаря» выше, его обычно раздушивают по передатке, ставят более короткую главную пару, и тогда он едет не хуже «восьмиклопа», а сверху — значительно лучше.


Непонятно, почему на внедорожнике «Нива Спорт» не реализовали именно это. Вместо этого установили колеса с большим диаметром, дополнительно загрузив трансмиссию. Из-за этого «Нива Спорт» движется хуже обычной версии внизу и посередине диапазона скоростей. Постоянно крутя ее на высоких оборотах, можно добиться большей скорости, но при нормальной езде она будет медленнее.

Кузов


Установив на «Ниву Спорт» большие колёса, АвтоВАЗ обнаружил, что они цепляются за арки крыльев. Арки на заводе подрезали «болгаркой», а сверху прикрыли пластиковыми фендерами, прикреплёнными саморезами с просверленными в крыльях отверстиями и ушками из голого металла, которые не покрасили. Отверстия под саморезы, замаскированные фендерами, создают условия для застоя воды, что через полтора месяца повлечет ржавчину на крыльях.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Подвеска


Это пока не результат идеальный, но уже прогресс. На «Ниве» сзади мост, и существуют разные варианты крепления моста к кузову. Выбран самый простой вариант – как на всех заднеприводных Жигулях. Крепление выполняет несколько функций: мост не должен смещаться вперёд-назад, проворачиваться вокруг своей оси и смещаться вправо-влево. На классической «Ниве» для этого есть пять рычагов: два продольных нижних препятствуют перемещению моста вперёд-назад, два продольных верхних – проворачиванию, а поперечный, тяга Панара, не даёт смещаться вправо-влево. Тяга Панара крепится одним концом к мосту, а другим – к специальному креплению на кузове, которое называют «домиком тяги Панара».


Возникает проблема из-за того, что мост движется по дуге вокруг точки крепления тяги Панара к кузову. Такая конструкция отрицательно сказывается на управляемости: мост отклоняется в стороны при работе подвески. Особенно это заметно с большой амплитудой хода подвески. На «Жигулях» с небольшим ходом подвески это не так очевидно, как на «Ниве», где ход подвески увеличен, и проблема проявляется очень сильно.


Чтобы устранить этот недостаток, предлагаются различные решения. Например, конструкция под названием «форлинк», где верхние рычаги диагональные, вместе с функцией не давать мосту провернуться, начинают его защищать от смещения в стороны. В таком случае тяга Панара опять же не требуется. Эта конструкция может быть менее надёжной просто потому, что количество рычагов уменьшается, а нагрузка на каждый из них возрастает. Но зато она самая простая и дешёвая. Для гражданской машины, а не гоночной, её надёжности вполне достаточно. Именно «форлинк» установили на «Ниву Спорт».


Кроме того, на «Нивах» никогда не устанавливали заднего стабилизатора. Его необходимо. Поскольку кузов «Нивы Спорт» остался прежним, крепить стабилизатор там особенно неудобно, и АвтоВАЗ решил закрепить его тело на мосту, а концы – на нижних продольных рычагах. Для этого рычаги сделали не прямыми, а серповидными.


Функционирование возможно, но не реализуется. Не в смысле отсутствия стабилизации. У Академега нижние рычаги изогнулись под обычной переменной нагрузкой моста на пересечёнке, у Комбат Крю — во время скольжения по гравию, а у Булкина — при разгоне по ровному асфальту и последующем торможении. У всех троих рычаги искривились таким образом, что руль на машинах стал кривым, а колесо спереди прижалось к арке.


Диагональные рычаги форлинка установлены с неверным углом и не способны защитить мост от смещений в стороны. Комбат Крю установил камеру снизу и стал ездить по асфальту зигзагами: видны перемещения моста, настолько значительные, что колеса и покрышки протираются о верхние болты крепления амортизаторов.

Изображение: img.freepik.com

Изображение: img.freepik.com

Топливопровод


В «Ниве Спорт» топливопровод идёт по трансмиссионному тоннелю и проходит над тягой, соединяющей двигатель с коробкой передач с рычагом переключения передач на кузове. Рычаг бьёт по трубке топливопровода, загоняя её в два самореза, которыми сверху притянут пластиковый кожух вокруг рычага переключения передач в салоне.


У Комбат Крю, за тысячу километров, два самореза проделали в топливопроводе две дырки. Бензин под давлением насоса начал струится из них. Без саморезов трубка всё равно была бы перебита тягой через полторы тысячи километров или об кузов. Трубку невозможно обойти, потому что нет места и она короткая. Две струи бензина попадают на выхлопную трубу, которая расположена рядом.

Чудес на свете не бывает.