В Рыбинске и Угличе на автомобиле Jetour Dashing AWD: храмы, фабрики и сыр.

«Эх, дороги… Пыль да туман, холода, тревоги да степной бурьян» – так было 80 лет назад, когда Лев Ошанин написал эти строки. А как сейчас? Чтобы ответить на этот вопрос, отправились на север от столицы – в Ярославскую область за рулем полноприводного Jetour Dashing.

80 лет назад и 15 лет тому назад там было мягко говоря не ахти. Помимо разбитого асфальта, который вытрясал душу и мог разобрать подвеску любой легковушки, запомнились руинами церквей, заброшенными деревнями и фантастическим калейдоскопом названий. Какие только имена не встречались на этих дорогах: Пужбол и Шурскол, Черемошник и Баскачи, Карачуново и Шельшедом, Булдырица, Лехоть, Сносы, Чухолза, Горе-Грязь.

Императоры и затрапеза

По пути из Переславля-Залесского в Рыбинск и Углич, где нам предстояло проехать около 500 верст за рулем полноприводного Jetour Dashing, первая остановка была сделана в Ярославле. Не в туристическом центре на стрелке у слияния Которосли и Волги, где высятся новодел в честь тысячелетия города и собор на месте растерзанного большевиками, а в Красный Перекоп.

Свернув налево на въезде в город, можно быстро увидеть кварталы красных кирпичных построек. Вскоре перед вами появится величественное многоэтажное здание с высокой трубой из того же кирпича. Это старейшее предприятие Ярославля — Большая мануфактура. Когда-то здесь работало более 11 тысяч человек, сюда приезжала Екатерина II, а также ее внук Александр I, правнуки Николай I и Александр II. Здесь ткали скатерти для царского стола, по всей России везли полотенца и нахтыши, коломенки, тик, дебурет, саржу, канифас, фламское полотно, равендук и пользующуюся большим спросом дешевую грубоватую льняную затрапезу, названную так по фамилии основавшего фабрику в 1722 году купца Ивана Затрапезнова.

Вятские — ребята хватские

Через два столетия новые владельцы переименовали мануфактуру в «Красный Перекоп». Деревню Гузицыно, где крестьянин Никита Понизовкин открыл в середине XIX века крахмало-паточный завод, сто лет назад назвали поселком Красный Профинтерн. Это в 35 километрах к северо-востоку от Ярославля, рядом с селом Вятское.

Пять лет назад дорога была хуже, сейчас шоссе в сторону Любима вполне приличное. Снег с дождем не стали препятствием: через двадцать минут мы подъехали к пирамиде из старых бочек на въезде в село.

Это село – настоящий бриллиант. На каждую тысячу жителей приходится полтора десятка музеев и более пятидесяти зарегистрированных памятников архитектуры: старые купеческие и крестьянские дома, богадельни, чайные, трактиры и храмы.

Почти на каждой улице можно увидеть экспозицию: музеи старинных игрушек, музыкальных инструментов, механизмов и приборов позапрошлого века. Есть музеи «возвращенной святыни», «русской предприимчивости», «торгующего крестьянина». Также представлены печатное, гостиничное и даже банное дело (где можно попариться в настоящей русской бане). Здешний парк аттракционов тоже музей, где расписные карусели и чертово колесо выполнены по старинным рисункам. В веревочном парке хранится коллекция боевых топоров и керамики бронзового века.

В 2015 году историко-культурный комплекс «Вятское» был удостоен Гран-при международного фестиваля как лучший музей России. За последующие десять лет здесь не произошло сколько-нибудь заметных изменений, кроме роста цен в ресторанах и гостиницах Вятки до московского уровня.

Голливуд на Волге

К счастью, о ценах в Рыбинске такого сказать нельзя. Путь туда пролегал по шоссе, в отличие от императрицы Екатерины, которая в 1767 году прибыла сюда по Волге. В свиту из двух тысяч человек входили послы из Испании, Австрии, Дании, Пруссии и Саксонии — о как! Великая узурпаторша провела в столице бурлаков всего пару часов, но «долго и милостиво разговаривала с купеческими женами», а гостеприимство местных жителей ее столь впечатлило, что «княгиня Ростовская, Ярославская и всея Северныя страны Повелительница и Государыня» даровала Рыбной слободе звание города.

Для встречи царицы возвели деревянный дворец и изготовили позолоченный трон, сохранившийся до наших дней. Рыбинск тоже понравился: вкусный капучино в уютном кафе на волжской набережной, бережно восстановленные здания в центре, очаровательные вывески (например, «Магнитъ Косметикъ» или «Издѣлiя для спецiальныхъ надобностей») и многочисленные памятники — от Остапа Бендера до уникального Ленина в ушанке.

Всё это вместе смотрится немного театрально. Очень кинематографично. Возможно, у жителей Рыбинска что-то в генах: здесь родились братья Иосиф и Николай Шейнкеры, основатели кинокомпаний «XX век Фокс» и «Метро-Голдвин-Майер».

Институт сыра

Отправились мы из Рыбинска в Углич, как и в Ярославле, старались не ходить по туристическим маршрутам. Забыли о крылечке, где играл в ножички царевич Дмитрий, направились на Угличскую ГЭС и в музей сыра. В Угличе такой есть. Почему именно здесь? Еще 90 лет назад основано было здесь не только производство сыра, но и при нем научная лаборатория. Полвека назад она стала Центральным научно-исследовательским институтом сыродельной промышленности. Здесь придумали «Советский», «Костромской», «Голландский», «Российский», «Пошехонский» и множество других сортов сыра. И сегодня около 90 % сливочного масла, более 90 % натуральных и примерно 80 % наших плавленых сыров производятся по рецептам и технологиям, разработанным в Угличе.

Там были, мед-пиво пили, по усам текло. Тем, кого не интересуют старые камни и исторические артефакты, советуем посетить музей сыра на заводе или Центральный музей истории гидроэнергетики России. Побывать в машинном зале Угличской ГЭС нельзя, но 11 залов экспозиции в бывшем здании управления Волголага наверняка впечатлят тех, кто мечтает о романтике больших строек.

Два дня заняло наше путешествие. Можно было растянуть его на неделю, ведь много интересного остаётся незамеченным в России. Дороги в глубинке далеки от совершенства — об этом убедились пассажиры дивана нашего «Дэшинга». На неровном асфальте задняя подвеска оказалась неэффективной, китайским специалистам по шасси предстоит ещё работать.