В России обсуждают возможный запрет на эксплуатацию старых автомобилей: разбираемся в слухах

В сети появились сообщения о возможном запрете на использование транспортных средств старше 30 лет. Учитывая значительное количество таких автомобилей в стране, беспокойство их владельцев вполне закономерно. В Министерстве внутренних дел России обратили внимание на эту ситуацию.
««Хочу поспешить с успокоением автомобилистов нашей страны: МВД России не инициировало данную инициативу. Более того, ведомство решительно выступает против таких ограничений. Вся информация о законодательных инициативах Министерства доступна на наших официальных ресурсах», — написала в своем Telegram-канале официальный представитель МВД РФ Ирина Волк.
«Мы против вас»
Портал Wroom.ru запросил комментарии у экспертов. Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза, отметил: «Предложение, выдвинутое автомобильными дилерами, сложно назвать чем-либо иным, как хищническим актом. Ранее обсуждались меры, включающие повышение налога на транспортные средства старше 15 лет. Очевидно, что, действуя подобным образом в публичном пространстве, дилеры демонстрируют пренебрежение к большинству граждан России и, в особенности, к водителям. Дилеры, безусловно, руководствуются собственными интересами, однако обычно люди, совершающие подобные действия, скрывают свои намерения до тех пор, пока не добьются своего. А здесь они прямо заявляют российским автовладельцам: «Мы выступаем против вас». Я абсолютно убежден, что такое решение не будет реализовано. И совершенно ясно, что руководство РОАД (Ассоциация «Российские автомобильные дилеры») неэффективно».
«Старичков» в России – под 3 миллиона
Эксперты агентства «Автостат», предоставившие информацию нашему порталу, сообщили об отсутствии актуальных данных о количестве автомобилей возрастом 30 лет и старше в России. По словам руководителя пресс-службы агентства Азата Тимерханова, несколько лет назад была проведена оценочная работа, показавшая, что около 6% легковых автомобилей имеют возраст свыше 30 лет. Он также выразил уверенность в том, что этот показатель не изменился и в настоящее время.
Начало 2025 года ознаменовалось наличием 47,5 млн легковых автомобилей в стране, что позволяет легко рассчитать 6% от этого числа в количественном выражении. Получается значительная сумма — 2,8 млн автомобилей. Таким образом, у дилеров есть веские основания для активной борьбы за этот объем. Они полагают, что потеряв эти машины, большое количество людей будет вынуждено обратиться в автосалоны для приобретения новых. Но насколько это соответствует действительности?
Стимулирования спроса точно не будет
По мнению Павла Ларина, директора по стратегическим коммуникациям страхового брокера Mains, новые инициативы автодилеров могут ухудшить положение на рынке. Он отмечает, что на фоне снижения продаж новых легковых автомобилей на 26% в первой половине 2025 года и тенденции к закрытию дилерских центров, введение повышенного налога на транспортные средства старше 15 лет представляется не самым разумным решением. Эта мера не способствует росту спроса, а лишь увеличивает финансовую нагрузку на автовладельцев с наименьшим уровнем дохода.
По оценке эксперта, выбранные дилерами инструменты, или, точнее, предварительные меры, вызывают серьезные вопросы и, вероятно, негативно скажутся на репутации РОАД. Павел Ларин считает, что запрет на использование автомобилей возрастом более 30 лет и введение повышенного налога на транспортные средства старше 15 лет имеют популистский характер и не окажут существенного влияния на продажи новых автомобилей. Во-первых, многие владельцы подержанных автомобилей – это люди с ограниченными финансовыми возможностями, для которых даже незначительное увеличение налоговой нагрузки может стать ощутимой проблемой. Во-вторых, без дополнительных мер поддержки, таких как программы утилизации или льготное кредитование при покупке новых автомобилей, повышение налога вряд ли приведет к обновлению автопарка. Вероятнее всего, оно лишь увеличит финансовое бремя для тех, кто и так не может приобрести современный автомобиль.