В России ужесточат техрегламент для автомобилей: что изменится?
Минпромторг подготовил проект постановления, предполагающий возвращение к некоторым требованиям технического регламента, действовавшего в России до весны 2022 года. Вступить в законную силу поправки могут уже 1 января 2025 года. Что вновь станет обязательным, почему это хорошо, и какие проблемы прослеживаются в связи с возможной отменой упрощенных требований?
Министерство промышленности и торговли (Минпромторг РФ) намерено внести поправки в постановление Правительства от 12 мая 2022 г. № 855 о применении упрощенного техрегламента, к требованиям которого применялись значительные послабления вследствие введенных ранее санкций в отношении российской экономики.
Что поменяется
Соответственно, проект поправок предполагает возвращение к тем требованиям технического регламента, которые были актуальны до весны 2022 года. В Министерстве поясняют:
— С 2022 года отечественные производители наладили собственное производство критически важных автокомпонентов либо нашли санкционно стойкие цепочки поставок для комплектующих, производство которых в РФ сейчас еще осваивается. Это позволяет практически полностью вернуться к требованиям технического регламента ТР ТС 018/2011, устанавливающего параметры безопасности транспортных средств, с 1 января будущего года.
Если конкретизировать положения проекта, готовящиеся поправки в случае их принятия уже с 1 января 2025 года вернут обязательные системы пассивной безопасности, антиблокировочную систему тормозов (ABS) и систему курсовой устойчивости.
Есть исключения
Вместе с тем, проект поправок также предусматривает продление действия отдельных положений национального регламента до 30 июня 2025 года; по-прежнему будут «закрывать глаза» на наличие, например, электронных систем двигателей внутреннего сгорания, систем снижения токсичности, систем обеспечения защиты пешеходов и устройств вызова экстренных оперативных служб. Это и есть исключения в части предъявления обязательных требований.
У нас ведь по-другому
Разумеется, движение в направлении ужесточения требований технического регламента, точнее, возвращение к прежним нормам, — это правильно и похвально, ведь все-таки если мы покупаем современный автомобиль, то должны быть уверены в нем, в его безопасности.
Но, например, перечень исключений в части предъявления обязательных требований показывает, что с локализацией пока дела обстоят не так хорошо, как это зачастую преподносится: взять хотя бы послабления по отношению к устройствам вызова экстренных оперативных служб. Ими оснащать автомобили в России не обязательно — даже такими устройствами, — разве не такой пример как нельзя лучше показывает, что с «глубиной» локализации у нас пока проблемных моментов хватает?
Само собой, не надо забывать и про экономику. Если чуть внимательнее изучить положения документа и сравнить его с действующими техническими регламентами в других странах, то окажется, что требования у нас, в России, во многом идентичны некоторым богатым экономиках. Хотя по финансовым возможностями, ПСН (покупательской способности населения), согласитесь, мы находимся сейчас ближе к развивающимся странам.
Так что, вновь, «палка о двух концах»: похвально, но покупателям машин от этого не особо-то и «прибудет». Автомобили и так все время дорожают, а что будет в следующем году — какой процент населения сможет позволить себе приобретение нового автомобиля? Большой вопрос.