В России утвердили ГОСТ на алкозамки: в каких машинах они станут обязательными
ГОСТ по алкозамкам вступает в силу с 1 апреля 2023 года – и это не шутка. Хотя смысл документа и вызывает подобные эмоции
Росстандарт утвердил ГОСТ Р 70637–2023, устанавливающий требования к алкозамкам. Он же определяет категории транспортных средств, которые должны быть оборудованы такими устройствами. Документ вступает в силу с 1 апреля 2023 года, однако это не означает, что уже через два месяца отдельные виды транспорта будут оснащены алкозамками, подчеркивают в Росстандарте. Это – требования к замкам, а не к автомобилям.
Пока что смысл требований таков. Если в организме водителя присутствует алкоголь, то алкозамок не позволит ему начать движение, а также передаст информацию о пуске мотора нетрезвым водителем оператору системы ЭРА-ГЛОНАСС, а еще – в «орган государственного управления, уполномоченный осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения». Надо полагать, речь идет про ГИБДД.
Понятно, что алкаш перед пуском мотора попросить присесть за руль кого-то трезвого. Для предотвращения попыток пьяницы обмануть аппаратуру система должна выявить «уникальные признаки, позволяющие отличать его от других водителей, и однозначно идентифицировать его в информационной системе по его индивидуальному идентификатору, зарегистрированному в данной системе». Для этого в нее должны быть заранее загружены данные людей, допущенных к управлению конкретным автомобилем, а сам комплекс оснащен камерой, которая распознает лицо водителя. Интересно, а если попросить пустить мотор кого-то из этого списка – сработает или нет?
После опознавания водителя, он должен будет пройти анализ на содержание паров этилового спирта в выдыхаемом воздухе. ГОСТ допускает применение как контактных, так и бесконтактных способов отбора проб. В случае контактного метода автомобилист должен будет выдохнуть не менее 1,2 л воздуха в прибор, имеющий сменный мундштук. При бесконтактном способе размещенный в салоне машины газоанализатор автоматически возьмет пробы выдыхаемого воздуха. Теперь, если содержание этилового спирта в выдыхаемом воздухе превысит установленные нормы, то при попытке тронуться с места система заглушит двигатель машины. При этом алкозамок позволит пустить мотор, если автомобиль стоит. Отмечено, что в целях безопасности он не будет требовать проверки водителя на трезвость при срабатывании системы «Старт-Стоп» или если двигатель заглох во время движения. В этих случаях запуск мотора и продолжение поездки должны происходить без дополнительной проверки водителя на трезвость.
Время, отведенное на повторный пуск мотора, согласно ГОСТу, не может превышать пяти минут. ГОСТ предусматривает, что в случае экстренных ситуаций, а также для обслуживания системы алкозамок должен иметь возможность для его деактивации. Для этого алкозамок обязан иметь «Режим автосервиса».
Понятно, что вопрос номер 1 – это обязательность установки такого замка на ваш автомобиль. Однако пока что можем не волноваться: установка таких замков предусматривается на транспортных средствах, которые перевозят опасные, тяжеловесные, и крупногабаритные грузы, а также бытовые отходы и мусор. Впрочем, согласно примечанию, требования ГОСТа также могут быть применены «в случаях добровольной установки эксплуатантами ТС», а также «в законодательно установленных случаях в качестве одной из мер, используемых в качестве административного наказания водителей, совершивших нарушения, связанные с управлением ТС в состоянии алкогольного опьянения». В общем, если пофантазировать на тему, что кто-то добровольно решил дооснастить свою машину подобным образом, то ему во всем этом и нужно разбираться. Ну, а с принудительной установкой все ясно. Правда, юристы уже поясняют, что, мол, действующее законодательство не предусматривает в качестве меры ответственности установку алкозамков на автомобили водителей, севших за руль в нетрезвом виде. Но, конечно же, такие основания могут появиться в будущем. Возможно, что требования этого стандарта будут применяться в Москве для автомобилей такси и каршеринга.
Будет ли от этого толк? Сразу отметим, что многие «серьезные» автомобили типа бензовозов давно оснащены подобной техникой, а также обвешаны камерами во всех сторон. Это сделано как раз на тот случай, чтобы водитель не мог перехитрить технику. Впрочем, настоящий профи не станет этим заниматься. А вот с появлением алкозамков в массовом сегменте наверняка появятся блогеры-советчики, готовые поделиться опытом по «обезвреживанию» столь ненужного алкашам девайса.
Впрочем, не будем забегать вперед. Да и 1 апреля еще не наступило.