В России строительство новых дорог приостанавливается из-за отсутствия финансирования.

Строительство новых дорог в России приостановят до 2027 года.

В России поменялся подход к строительству дорог. Строительство некоторых новых трасс до 2027 года не будет проводиться. Например, финансирование скоростной трассы «Меридиан», которая должна была соединить Китай с Европой через Казахстан, Россию и Белоруссию, скорректировано. Также отложено строительство обходов Орехово-Зуева и Краснодара – на их проектирование будет уделено больше внимания. Отложена реконструкция подмосковных участков М1 и М3. Министерство транспорта пояснило, что уже начатые проекты будут завершены.

Новый план теперь включает полную сметную стоимость всех объектов. Например, стоимость М12 составляет 901 млрд. рублей, что на 100 млрд. больше суммы, озвученной в апреле 2022 года. На строительство обхода Адлера выделено 70 млрд. вместо 50 млрд., при этом строить дорогу начнут в 2025 году – через год все должно быть готово. Объем средств, которые планируется привлечь в регионы на возведение дорожных объектов из внебюджетных источников, увеличен с 145,5 млрд. до 247,7 млрд. руб. Такой рост объясняется «уточнением структуры финансирования и финансовой модели объектов, реализация которых предусматривается в рамках концессионных соглашений».

Министерство транспорта сообщило о пересмотре пятилетнего плана строительства дорог, связанного с принятым законом о бюджете и переформатированием экономики. Некоторые объекты получили приоритет. Например, обходы Дербента и Хасавюрта входят в международный транспортный коридор Север – Юг, который нужен для развития транспортной доступности «транспортно-логистических центров» на этом направлении.
Ожидаться повышенных доходов от этих объектов не приходится, поэтому каждый строящийся объект должен иметь максимальный транспортный и экономический эффект. Некоторые обозреватели полагают, что к концу года отдельные объекты могут вернуться в план строительства. Г-н Блинкин, руководитель Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ, отмечает, что «по каждому объекту, в частности обходу городов, как правило, идет напряженный торг». Это понятно: каждый регион нуждается в дорогах и обращается к высшему руководству страны с соответствующими просьбами. Вопрос часто носит политизированный оттенок, поскольку редкий руководитель не обещал в предвыборный период улучшение транспортной ситуации, включая строительство обходов городов.

Чтобы сократить расходы, Министерство транспорта планирует обязать регионы применять инновационные технологии в дорожном хозяйстве. Это касается разновидностей асфальтобетона, устойчивых к образованию колеи, и новых типов освещения. Данная норма содержится в поправках к закону об автодорогах, разработанных по поручению правительства. Региональные власти заявляют о готовности выполнять новый закон, хотя он может быть сопряжен с высокими расходами. Что касается региональных концессий, то приход серьезного бизнеса маловероятен в нынешних условиях, разве что строительством дороги заинтересуется какая-то крупная компания, готовая участвовать в финансировании. В настоящее время региональные игроки, заинтересованные в реализации концессионных проектов, распределены по стране неравномерно.

Дальнейшая судьба строительства зависит от политической ситуации, которая сохраняется напряжённой. Изменения в плане были ожидаемыми. Надеемся, выделенные деньги будут использованы по назначению.

Что еще почитать:

Уход зарубежных компаний разрушает российский автомобильный сектор.

За загрязнение территории штрафуют нарушителей с помощью камер видеонаблюдения.

Как власти пытаются избавиться от автовладельцев