В России предотвратили топливный кризис с помощью снижения цен на бензин.

Цена бензина марки 95 колеблется в диапазоне от 65 до 66 рублей за литр, солярка стоит 70 рублей. Таких ценников стали привычкой этим летом. В некоторых местах топливо вообще исчезло с прилавков. Чем могут обернуться подобные ситуации мы уже знаем, к счастью, проблему удалось разрешить, хоть и не сразу.

Изменение цен на АЗС и сообщения о росте стоимости топлива стали обыденностью, подобно прогнозу погоды. Цены – это одно, но в южных регионах некоторые виды горючего исчезли с заправочных станций. Вопросы типа «Доколе?» возникали везде, но долгое время ничего не менялось: топливо продолжало дорожать или отсутствовать в продаже. Ввиду острой уборочной кампании и значимости топлива как социального товара ситуация вышла из-под контроля. К счастью, правительство все же отреагировало и разработало способ замедлить рост биржевых и розничных цен, а даже обратить их вспять…

Решить проблему можно было бы, введя пошлины на экспорт нефтепродуктов, привязанные к курсу рубля. Проблемы с топливом на российских АЗС возникли из-за жадности продавцов, которые отправляли горючее за границу, где заработок выше, чем внутри страны. Несмотря на санкции, экспорт нефтепродуктов идет полным ходом: просто поменялись транспортные пути. Если раньше топливо везли в Европу, то сейчас экспортируют его в Турцию и даже Бразилию. Это гораздо выгоднее, чем продавать его в Рязанской или Новосибирской областях. Причем настолько выгодно, что можно получить прибыль, купив топливо на внутреннем рынке по ценам близким к розничным, и продав его за границей, даже без учета возмещения НДС.

Новые пошлины на экспорт топлива охладили интерес экспортеров из-за удорожания транспортировки за границу. Введенная недавно мера уже дала результат: биржевые цены снизились. Надолго ли продлится этот эффект? Правительство планирует использовать курсовую пошлину как минимум до конца следующего года, что теоретически позволит российским автовладельцам расслабиться.
Однако искусственное ограничение рыночных механизмов может спровоцировать дефицит товара. Учитывая, что многие НПЗ находятся на ремонте и после продажи излишков топлива на внутреннем рынке могут сократить производство, потребуется новый государственный контроль. К счастью, крупные нефтяные компании уже находятся под контролем государства и не будут действовать самовольно. По крайней мере, в это хочется верить.

Изображение: img.freepik.com

Что еще почитать:

На российских АЗС пропало топливо: что происходит