В России построят первую гигафабрику аккумуляторов


В России построят первую гигафабрику аккумуляторов

В Калининградской области, на площадке в приграничном Немане, где ранее планировалось возвести Балтийскую АЭС, будет построен завод по производству литий-ионных аккумуляторов.

Новый проект госкорпорации «Росатом» и входящей в него компании «Рэнера» рассчитан на выпуск аккумуляторов мощностью 4 ГВт·ч в год. Много это или мало? По сравнению с гигафабриками Tesla или китайского аккумуляторного гиганта CATL — немного. А вот в России сравнивать не с чем: не считая обанкротившегося роснановского «Лиотеха», который так и не вышел на плановые мощности в 1 ГВт·ч в год, в нашей стране подобных производств попросту не было. Среди автопроизводителей уже развернулась конкуренция за будущие батареи из Немана: их хотят получать и на калининградском «Автоторе», где сейчас возводятся корпуса под крупный проект по производству «электричек», и на липецком заводе «Моторинвест», где по методу SKD собирают китайские электромобили под маркой Evolute.

В России построят первую гигафабрику аккумуляторов
При строительстве гигафабрики «Рэнера» будет задействована инфраструктура, создававшаяся для Балтийской АЭС

Впрочем, батарей должно хватить всем. При текущих мощностях годовой объем производства аккумуляторов покроет потребности по выпуску примерно 50 тыс. электромобилей. Планируется, что на автопроизводство уйдет 90% выпускаемой продукции (речь не только про легковушки, но также электробусы и комтранс), а оставшиеся объемы уйдут на промышленные накопители энергии, при помощи которых «Россети» планируют электрифицировать отдаленные и малонаселенные деревни. Ну а при росте спроса мощности производства могут быть кратно масштабированы на требуемый объем. При этом введение в строй второй и третьей очередей завода позволят достичь производства аккумуляторов общей емкостью 14 ГВт·ч в год.

В России построят первую гигафабрику аккумуляторов
Корпуса аккумуляторного завода со всей инфраструктурой займут площадь 135 тыс. м2.

Инвестиции в проект на первом этапе составят 26 млрд рублей, при этом еще 5 млрд вложит сама Калининградская область — в строительство социальной инфраструктуры для будущих работников завода. Сейчас в Немане нет ни комфортабельного жилья, ни современных медицинских центров. Да и новая школа с детским садом городу, расположенному на границе с Евросоюзом, но производящего впечатление богом забытого места, не помешает. Кстати, развитие восточных территорий Калининградской области, за счет создания современного производства — важная социальная задача, которую решает новый проект. Во многом именно поэтому площадка в Немане выиграла конкурс, хотя за право построить у себя такой завод боролась и Московская и Калужская области.

В России построят первую гигафабрику аккумуляторов
В качестве места строительства нового завода рассматривалось три десятка  площадок по всей России, но в итоге предпочли Калининградскую область.

На предприятии в Немане планируется создать 900 рабочих мест, при этом квалифицированный персонал будут обучать на базе Балтийского федерального университета имени И. Канта — соответствующее соглашение было подписано между «Рэнера» и БФУ 14 октября, в день символической закладки завода. Первая очередь предприятия будет запущена в 2024 году в тестовом режиме, а серийный выпуск аккумуляторных батарей начнется в 2025-м. На заводе будет выполняться полный цикл производства — от процесса смешения компонентов катодных и анодных масс до выпуска готовых пакетов литий-ионных ячеек с модулями управления. При этом автокомпании смогут непосредственно у себя собирать из этих ячеек батареи нужной емкости с охлаждаемыми корпусами требуемых размеров — это проще и технологичнее. Да и завод в Немане не сможет адаптировать линию под запросы всех заказчиков, хотя 1–2 серийных тяговых блока в «Рэнера» сделать могут.

В России построят первую гигафабрику аккумуляторов
Завод в Немане будет выпускать аккумуляторные ячейки на основе технологии  NMC (литий-никель-марганец-кобальт).

Гигафабрика в Немане изначально нацелена на максимальное использование отечественного сырья. Хотя тот же литий придется экспортировать, но и его со временем можно будет заменить «импортозаместить» — сейчас промышленная добыча лития в России не ведется, но запасы имеются. В дальнейшем «Рэнера» также планирует заняться переработкой батарей. Безопасно утилизировать, а попросту сжечь отработанные аккумуляторы можно и сейчас, но это все равно, что сжигать деньги. Самый простой способ вторичного использования автомобильных батарей — это отбраковка «убитых» ячеек от рабочих. Последние можно собирать в новые блоки и в дальнейшем использовать в стационарных накопителях энергии, где нет таких нагрузок, как в автомобилях. При этом стоить восстановленные аккумуляторы будут в разы дешевле новых. Но для начала все это нужно регламентировать и вписать в ГОСТы возможность пуска в оборот батарей из б/у компонентов.

В России построят первую гигафабрику аккумуляторов

Аккумуляторная батарея — сердце электромобиля, на которое приходится больше трети его стоимости. Локальное производство позволит сделать батарею дешевле — за счет масштаба производства. Впрочем, сейчас гораздо важнее обеспечить технологический суверенитет страны. Ну а ценовой вопрос уже успешно регулируется государством: покупателям отечественных «электричек» дается щедрый дисконт в 35 % от их цены (но не более 925 тыс. руб.). С учетом госсубсидии российские электрокары уже могут конкурировать по цене с бензиновыми аналогами. Правда, это касается машин дороже 2 млн руб. «Электричек» в бюджетном сегменте, сравнимых по цене с «Грантой», в обозримом будущем мы вряд ли увидим.


Источник