В России обсуждают платную систему дорог: штрафы или плата за проезд?

Стоимость проезда на российских платных дорогах завышена. Как пример, путь по новому трассовому участку М-12 из Москвы в Казань обойдется приблизительно в четыре тысячи девятьсот рублей. В таком случае желание сэкономить очень велико.

На платных трассах с шлагбаумами оплатить проезд сложно обойтись. На новых дорогах, например, ЦКАД или М-12, нет шлагбаумов, а фиксируют проезд электронные системы. В таких случаях номера некоторых автомобилей становятся настолько грязными, что фоторегистратор не может их опознать. Количество таких «зайцев» велико.

Подобные путешественники действуют по простому принципу: если есть шанс передвигаться без оплаты, то стоит воспользоваться возможностью. Такие люди всегда были при любых режимах. В СССР слышали истории о том, что вероятность встречи с контролером в электричках настолько мала, что билеты покупать не обязательно. И даже если один раз оштрафуют, всё равно «зайцем» ездить выгодно. Подобные мошенники понимают только жестокие наказания: например, ампутацию руки, как раньше в Восточных странах. Жестоко, но эффективно и на всю жизнь.

Платные дороги в России имеют высокие тарифы. Например, проезд по трассе М-12 от Москвы до Казани стоит почти пять тысяч рублей!
Это создаёт соблазн сэкономить, ведь шлагбаумов нет, а экипажи ДПС не могут быть возле каждого съезда. Штраф в случае остановки будет меньше стоимости проезда. Если удается проехать без оплаты хотя бы раз, избежав наказания, чувство безнаказанности подталкивает водителя продолжать ездить бесплатно.

Сегодняшние административные штрафы за проезд платной дороги без оплаты составляют 1500 рублей для легкового транспорта и 5000 рублей – для грузовика или автобуса. Такой штраф касается водителей, которые не оплатили проезд из невнимательности или забывчивости. Особенно этим грешат люди пожилого возраста, которым сложно разобраться во всех технических новшествах.

За закрытые номера предусмотрена административная ответственность: штраф в размере 500 рублей для тех, кто просто скрыл номер грязью. Но если водитель постарается перехитрить систему, сняв номера с машины или используя рамки-перевертыши, то ему грозит штраф в 5000 рублей или лишение прав.

Схема с неучтенными номерами для водителей-доставщиков функционирует эффективно, поскольку выявить их по кадрам камер фиксации затруднительно, хотя в настоящее время для этой задачи применяют нейросети.

Ространснадзор сообщил, что в 2023 году вынес более миллиона штрафов за неоплату проезда по платным магистралям. Большая часть оштрафованных водителей, вероятно, просто не поняли, что выехали на платную дорогу, или не разобрались, как оплатить проезд. Это подтверждает и статистика: 34% штрафов были отменены, поскольку автовладельцы успели погасить долг.

Для тех, кто генетически не запрограммирован жить по закону, но желает пользоваться благами цивилизации, в том числе платными магистралями, ситуация тяжелая. Сопоставление тарифа и штрафа – крайне неприятное явление, с которым необходимо бороться усилением меры ответственности. Наказание за обман государства должно стать таким серьезным и неотвратимым, чтобы ни у кого не возникала мысль переложить оплату проезда на уплату штрафа. Похоже, другого выхода нет.

Аргументы тех, кто не желает платить за проезд, известны: низкий уровень зарплат, высокие тарифы за проезд по «платникам», уплачиваемый транспортный налог, который должен идти на строительство дорог, а также несправедливое государство, жадные олигархи и тому подобное. С подобными аргументами согласятся многие, но это никак не оправдывает совершенное правонарушение. Скорее всего те же люди (с практически теми же аргументами) ставят магниты на счетчики воды и делают незаконные врезки к электросетям. Поэтому кроме штрафов здесь важно подумать и о воспитании. Пока в обществе подобные деяния считаются нормой, пенять на разруху вокруг, наверное, бессмысленно.

Изображение: img.freepik.com