В поисках «Золотого Кагана» на мотоциклах Honda GR 500

Считается, что многодневные гонки по бездорожью нуждаются в дорогостоящей специализированной технике. Команда «Роллинг Мото» опровергла это мнение, закончив сложную баху «Золото Кагана» на двух обычных туристических эндуро GR 500.
Каждую весну с 2011 года в Астрахани проходит гонка «Золото Кагана» Баха. За несколько дней участники преодолевают около тысячи километров по спецучасткам, проложенным в песках и степях области. Спортсменам доступна лишь бумажная легенда с поворотами и препятствиями. Рассматривать спецучастки заранее, пользоваться спутниковой навигацией или получать помощь от кого-либо, кроме других участников, запрещено.

Высочайшая сложность привлекает на «Золото Кагана» самые титулованные команды. Российские и зарубежные пилоты воспринимают гонку как серьезное испытание прочности, например, легендарный «КАМАЗ-мастер» ежегодно ставит сюда свой сильнейший состав.
В рамках бахи «Золото Кагана — 2024» с 19 по 23 апреля прошли: второй этап чемпионата России по ралли-рейдам для внедорожников и багги, первый этап чемпионата России по ралли-рейдам для грузовиков, первый этап чемпионата России по кросс-кантри ралли (мотоциклы и квадроциклы) и Кубок Астраханской области по ралли-рейдам. В Астрахань приехали команды «КАМАЗ-Мастер», «МАЗ-Спортавто», «ГАЗ Рейд Спорт», Ural Motorsport, Lada Sport Rosneft Raid, а также Борис Гадасин, Анастасия Нифонтова и другие титулованные спортсмены.

На старт вышло около 80 участников. Кросс-кантри класс 450 (мото) был очень представительным: 15 мотоциклистов преимущественно на европейской и японской технике, а в стартовой ведомости оказалось всего два китайских мотоцикла GR 500 — под управлением опытного рейдового гонщика из Астрахани Василия Глухова и эндуриста из Балашихи Андрея Рябошкапова.


Модель GR 500 21/18, которую представила команда «Роллинг Мото», относится к туристической линейке GR и внешне напоминает Honda Africa. В стальной раме установлен двухцилиндровый четырехтактный двигатель Loncin с жидкостным охлаждением и инжектором Bosch. Надежный и неприхотливый двигатель, созданный на базе Honda CB 500X, работает в паре с шестиступенчатой механической коробкой передач. Спереди установлена телескопическая вилка-перевертыш SZC Pro с диаметром пера 41 мм и ходом 200 мм. Вилка оснащена регулировками сжатия (40 щелчков) и отбоя (32 щелчка). Задний амортизатор SZC имеет ход 150 мм, регулировку сжатия (32 щелчка) и отбоя (28 щелчков). Для гонки на байке установлены прочные спицованные колеса диаметром 21 дюйм спереди и 18 дюймов сзади с покрышками Borilli 7 Days Rally. Тормоза с отключением ABS, что важно для бездорожья, оснащены двумя дисками диаметром 298 мм с четырехпоршневыми суппортами спереди и одним диском диаметром 240 мм с двухпоршневым суппортом сзади – этого достаточно, чтобы остановить байк весом 190 кг в любой ситуации.

GR 500 комплектуется современной информативной приборной панелью, качественными переключателями, удобной ручкой газа с коротким ходом и рукоятками с защитными гардами. Неширокое седло и высота руля способствуют комфортной работе в стойке. Двигатель надежно защищен от контакта с грунтом мощной защитой, а пластик и боковины предохраняют развитые дуги.
Байк оснащен двумя топливными баками общей емкостью 39 литров, позволяющими проехать до 900 километров. Эксплуатационный ресурс во многом зависит от манеры езды, однако даже при движении по грунтовым дорогам с максимальной скоростью запас топлива внушает уверенность в том, что не останетесь без него на бескрайней степи.

Производитель позаботился о комфорте водителей GR 500 на длинных маршрутах в любых направлениях. Дополнительное оборудование для байков «Золота Кагана» ограничилось лишь «башней» — конструкцией для чтения легенды гонки, и обязательными контрольными приборами организаторов.
На тренировках «Роллинг Мото» преодолели свыше тысячи километров, не сомневаясь в готовности мотоциклов к гонке. В субботу, 20 апреля, на восьмикилометровом прологовом спецучастке Василий Глухов занял четвертое место, отставая от лидера мотозачета всего несколько минут. 21 апреля спортсменам предстояло преодолеть около 360 километров при жаре 30 градусов.

Первые 50 километров, по словам мотоциклистов, были особенно сложными — на «рваной» жесткой трассе руки забивались как в мотокросе. Затем начались песчаные прямики, требовавшие хорошей скорости, и гонщики наконец смогли открыть газ. К сожалению, когда на одном из GR 500 лопнула шина, до финиша оставалось почти 200 километров: пришлось ждать механиков с новой покрышкой. Больше никаких неприятностей не произошло, и до финиша второго спецучастка байки доехали.
Понедельник 22 апреля порадовал более мягкой погодой: всего 26 градусов тепла и легкий ветерок. Два круговых спецучастка (СУ-3 и СУ-4) по 225 км проходили по быстрым и прямым дорожкам прикалмыцких степей. В результате сошли сразу семь экипажей. Участникам мотозачета нужно было пройти только один круг, но даже здесь не обошлось без сходов — на СУ-3 досрочно закончили борьбу гонщики на немецком и австрийском мотоциклах. GR 500 завершили день без приключений: Василию Глухову удалось финишировать шестым.

Третий этап можно назвать «днем отдыха» по сравнению со вторым. 23 апреля четвертому финальному этапу спортсмены снова пришлось работать. СУ-5 длиной около 240 километров частично повторял трудный воскресный СУ-2, только наоборот, и проходил через сложные пески трех известных барханов: Большой Брат, Африка и Краснопесчаный.
Несмотря на то, что оба GR 500 не вошли в число призёров, успешно завершили гонку «Золото Кагана». В компании «Роллинг Мото» этому удивляться не приходится: ещё прошлым мотосезоном байк продемонстрировал свою надёжность в длительных путешествиях и эндуро-турах. К тому же компания выступила официальным партнёром «Золота Кагана», поэтому нынешний мотосезон для «Роллинг Мото» начался с серьёзной гонки.
Райдеры «Роллинг Мото» остались довольны мотоциклами GR 500. Андрей Рябошкапов считает, что финиш сложнейшей 1000-километровой бахи позволяет официально закрепить за GR 500 статус одного из самых надежных мотоциклов среди туристических эндуро: «Техника превзошла все ожидания, смазываем цепь и движемся дальше к новым победам и открытиям».
Василий Глухов также уверен, что первый блин не вышел комом: «Мотоцикл продемонстрировал себя очень хорошо: такие скорости, повороты и пересеченка — мы его просто уничтожали, а он выжил! При этом у меня организаторский прибор постоянно сигналил о превышении скорости, ведь в гонке установлено ограничение в 140 км/ч, а по его родному спидометру я ехал 165 км/ч, то есть по GPS — 155 км/ч. Если бы не вот эти небольшие неприятности, типа пробитого колеса, по сути, не связанные с технической частью, мог рассчитывать на 6‑й результат, а в гранд-эндуро вообще на первое место. Так что будем готовиться к следующим гонкам».

Два спортсмена отмечают, что мотоциклы выдержали экстремальные нагрузки, порадовали хорошей эргономикой и подходят для туризма. Если захочется испытать себя в бахе или ралли-рейде — почему бы и нет, ведь за рулем GR 500 даже сложные гонки, как «Золото Кагана», становятся ближе.