В парламенте предлагают исключить штрафы для неосознанных правонарушителей.
Эксперты по автомобилям предупреждают о незаконных штрафах, выдаваемых как юридическим лицам, так и частным автовладельцам. В чём суть проблем и как с ними бороться?
В Государственной Думе состоялось очередное заседание рабочей группы при Экспертном совете Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Рабочая группа занимается системной деятельностью, которая поощряет инициативу «снизу» по открытию актуальных тем и их проработке на законодательном уровне. Участники группы — представители общественных организаций, юристы, эксперты автомобильной отрасли и бизнес-сообщества. Ярослав Нилов, депутат, председатель Комитета, курирует и ведет встречи, в том числе данное заседание.
Встречи проходят по-разному: тематика затрагивает проблематику мегаполисов, дорог, частных лиц или бизнеса. В этот раз повестку частично определил сезон — лето, время отпусков. И частично — приоритет президента по развитию внутреннего туризма. Так или иначе, поднятые спикерами Общенациональной ассоциации Автомототуризма и караванинга вопросы несправедливых тарифов для мототуристов на платных трассах прозвучали весомо.

Предпринимательские проблемы были подняты в финале встречи несколькими спикерами. Все они упоминали сложную ситуацию со штрафами для операторов каршеринга и аренды автомобилей – отсутствует полноценный доступ к данным, их приходится выгружать вручную из сервиса «Госуслуги», нет и ответной фиксации оплаты штрафов: администраторы парковочного пространства не получают немедленного оповещения, что приводит в худшем случае к судебным искам и заморозке средств. Самая тяжелая проблема – начисление штрафов «как юридическим лицам» с 2025 года, хотя по факту нарушают правила обычные водители-частники, взявшие технику в аренду. В столице неоплаченная парковка для юрлица – это штраф в 50 тыс. рублей, что может шокировать любого водителя.
Операторы шеринга и аренды платят уже выписанные штрафы, а затем оспаривают их в досудебном или судебном процессе. С весны число начислений растет, бизнес блокирует огромные суммы.
Евгений Мелехин представил данные оператора RexRent. По статье 8.14 части 2 Кодекса Москвы об административных правонарушениях сумма штрафов составляет уже 3,75 млн руб. (неуплата парковки для юридических лиц), по статье 10.13 – 1,83 млн руб. (неуплата проезда по московскому скоростному диаметру для юридических лиц). Аналогичные проблемы с суммами штрафов за проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, превышение скорости также наблюдаются. Спикер указал, что ситуация осложняется обширным пакетом документов для оспаривания каждого случая и противоречивой судебной практикой. Суд встает на сторону водителя (признавая его физическим лицом, оплачивающим штраф по соответствующей ставке), но есть и обратные прецеденты.
Владислав Ватаманюк, управляющий партнером адвокатской группы «Ватаманюк & Партнеры», предложил на встрече сохранить уведомление для должника в новой процедуре внесудебного взыскания задолженности, при которой должник не получает бумажного извещения о возникновении долга.
В обсуждении были отмечены проблемы технических сбоев при оплате парковок и системных сбоях в работе ИИ-систем. Был поднят вопрос о введении ответственности для сотрудников, выносящих ошибочные и неправомерные штрафы. Руководитель экспертного центра «Пробок.Нет» Александр Шумский сообщил, что за несколько часов одного рабочего дня через одного инспектора проходит рассмотрение (точнее, автоматический «транзит») документации более 7 тысяч нарушений.
Предлагается снизить штрафную нагрузку для тех, кто совершает нарушения случайно и порой вынужденно. Речь идёт о коротких остановках, например, длительностью всего 5 минут, которые фиксируются как неоплаченные, хотя оплата могла не состояться из-за технических проблем (например, с мобильным интернетом). В таких ситуациях парковка стоимостью 40 рублей в час обходится добросовестному водителю в 5 тысяч…
Рабочая группа отметила благодарственными дипломами активных и постоянных участников. Среди награждённых – Алена Кечина, руководитель отдела специальных проектов журнала «5 колесо», за вклад в популяризацию соблюдения ПДД и участие в разработке идей и нормативных актов.
Что еще почитать:
В парламенте выдвинули предложение об отмене наказания для водителей, совершивших одно и то же нарушение повторно.