В МГТУ продемонстрировали российский спортивный прототип FDR12
Презентация осветила создание факультета технологического лидерства и интеграцию искусственного интеллекта в инженерное образование.
НЕ ТОЛЬКО ПРО СПОРТ
В Лаборатории гоночного инжиниринга состоялась презентация FDR12. Первоначально разговор касался автомобиля для кольцевых гонок, но проект оказался более масштабным. В начале презентации ректор Московского Политеха Владимир Миклушевский подчеркнул: «Представленный прототип должен разрушить мнение о том, что Россия не способна производить собственные легковые автомобили. С грузовыми автомобилями все хорошо, а вот на рынке в основном китайские легковые. Лидеры мировой автомобильной промышленности используют такие, как наш, автомобили для испытания самых передовых технологий, которые затем применяются в серийных моделях. Наша цель именно в этом».

Владимир Миклушевский подчеркнул важность применимости решений, заложенных в прототип, к массовому производству. Для реализации этой идеи в Московском Политехе создаются структуры: Передовая инженерная школа электроторанспорта и Школа технологического лидерства. «Если Передовая инженерная школа электротранспорта – это магистратура, то Школа технологического лидерства будет бакалавриатом. Лучших учеников отбирают начиная со девятого класса, чтобы они стали высококлассными инженерами, способными создавать подобные автомобили», — сказал Владимир Миклушевский. Все вышесказанное – не просто декларация о намерениях, а реальный план. В рамках таких проектов уже готовят специалистов, ориентированных на запуск своих разработок в серийное производство для разных автопроизводителей.

ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. КУДА ЖЕ БЕЗ НЕГО
Говорить об использовании искусственного интеллекта во множестве сфер сейчас не только принято, но и необходимо. Впрочем, как «человеческий», так и «цифровой» интеллект напрямую зависят от доступных объемов данных. Последний в этом плане нуждается еще больше. FDR12 был создан на базе цифровой модели, что существенно сократило срок разработки. Что касается информации, то у сотрудников Лаборатории гоночного инжиниринга с этим не возникло проблем. В 2006 году в Московском Политехе была сформирована команда FDR Moscow для участия в международном проекте «Formula Student». За время участия в соревнованиях было построено десять автомобилей. К 2017 году инженерный и спортивный уровень команды вышел за рамки «студенческой формулы», а интересы сместились к более серьезным гоночным автомобилям. В 2018 году FDR Moscow стала первой студенческой командой, принявшей участие в 4-часовой гонке на спортпрототипе Fenix, разработанном под руководством Игоря Ермилина в стенах Московского Политеха. Также в 2022 и 2023 годах FDR Moscow оказывала техническую поддержку команде G-Drive Racing, лидером которой является опытнейший гонщик, победитель «24 часов Ле-Мана» Роман Русинов. Таким образом, информации – той самой пищи для ИИ – собрали немало. При этом объем данных, необходимых для разработки последующих автомобилей с помощью искусственного интеллекта, был значительно пополнен при создании FDR12.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ВИТРИНА
Директор Передовой инженерной школы электротранспорта Пабло Итурралде назвал спортпрототип FDR12 «витриной», демонстрирующей возможности студентов и специалистов. За три года работы создатели не только построили автомобиль, но и освоили новые технологии с их применением. Собранная информация станет основой для использования искусственного интеллекта в будущих разработках. Такая технологическая витрина поможет будущим инженерам полюбить профессию.

Пабло абсолютно прав, проект действительно впечатляющий и высокотехнологичный: FDR12 — первый российский гоночный спортпрототип с гибридной силовой установкой. Монокок спортспрототипа, в отличие от несущей конструкции из стальных труб Fenix, изготовлен из композитных материалов (углепластик) с наполнением из алюминиевых сот. И монокок, и весь аэродинамический обвес созданы в лабораториях Московского Политехника. FDR12 на 70% состоит из отечественных комплектующих, большая часть которых производится в вузе.
РОЖДЕННЫЙ В МОСКОВСКОМ ПОЛИТЕХЕ
FDR12 разработан для гонок серии Russian Endurance Challenge и зарегистрирован как спортпрототип CN. В его основе – блок цилиндров ВАЗ 21126, но вся остальная часть двигателя — гоночная с турбонагнетателем Garrett. Объем двигателя – 1,6 литра, мощность – 340 л.с. при максимальном крутящем моменте 310 Нм. Электромотор развивает 80 л.с. и 100 Нм момента. Суммарная мощность агрегата составляет 420 л.с. Электродвигатель питается от батареи емкостью 1,1 кВт.ч, корпус которой и система охлаждения созданы в российском вузе, а ячейки – закуплены. «Отсечка» двигателя и электромотора – 8000 об/мин. Коробка передач – 6-ступенчатая секвентальная Sadev, адаптированная под характеристики двигателей FDR12. Передняя и задняя подвески – двухрычажные, спереди торсионы, сзади – пружины. Габариты автомобиля (длина/ширина/высота) – 4558×1955×1047 мм. Снаряженная масса – 750 кг. При скорости 180 км/ч аэродинамические элементы обеспечивают прижимную силу в 600 кг, максимальная скорость – 270 км/ч. В конструкции установлен специальный безопасный топливный бак с тремя насосами, предотвращающий сбои системы при отливах бензина на поворотах (топливо – АИ-100). За рулем в тестовых сериях, вероятно, будет опытный пилот Константин Терещенко, а первым место в кокпите занял директор ПИШ электротранспорта Московского Политеха Пабло Итурралде.



ПО ПРИНЦИПУ КОМАНДНОГО ДУХА
С серьезными перспективными проектами справляется только сплоченная и профессиональная команда. К полноправным соавторам студентов и инженеров Московского Политеха, работавших над созданием FDR12, нужно отнести ряд компаний-партнеров: S.motorsport, ShonX, Formula Carbon, GameSTUL, GoRace, Movicom, НИИ полимеров, REC, Наука.РФ, агентство по работе с иностранными блогерами Безграничные, JDM Power Shop и ИРЗ ТЭК. Генеральным партнёром проекта выступила компания Rolf Lubricants, разработавшая уникальную формулу моторного масла для спортпрототипа. В составе масла Rolf Performance 10W-50, специально разработанного для FDR12, минимальное количество загустителя и оно обладает низкой испаряемостью. После первых трековых испытаний автомобиля будут проведены лабораторные тесты отработавшего масла для возможной корректировки рецептуры. Директор Rolf Lubricants Vostok Артем Чальцев говорит о совместной работе: «При разработке специального продукта для FDR12, мы фокусировались на ключевых характеристиках спортивного моторного масла: стойкости загустителя и его минимальном количестве, комбинированной базовой основе и особом сочетании антиоксидантов, которое позволит маслу стабильно работать в гоночных условиях, не давая отложений и нагара даже при сильно перегретом двигателе. После первых трековых испытаний команда предоставит нам максимально детализированную обратную связь для дальнейшего совершенствования масла, если это будет необходимо. Данный продукт индивидуален, создан специально для этого автомобиля, и широкого использования на рынке он не найдёт. Однако, технология, которая применялась при создании моторного масла для FDR12, безусловно, будет активно использоваться и ляжет в основу новых линеек гоночных масел».
